Ретроспектива
Год назад случайно попал на задворки бывшего завода
«Актюбинсксельмаш» и увидел там памятник - символ завода, многие годы
стоявший на постаменте у входа на предприятие: фигуру рабочего-стригаля
с овцой…
Это крупнейшее предприятие Союза по выпуску самого разного
оборудования, сельскохозяйственной техники и, конечно, прославивших наш
город знаменитых стригальных агрегатов в 140-летней истории Актобе
занимает значительное место. Но в отличие от работающих по сей день
заводов ферросплавов и хромовых соединений, данных гиганту
промышленности не повезло: он исчез как производственная единица. Но
еще больше не повезло людям, отдавшим лучшие годы, а то и всю жизнь
родному предприятию…
Часть городской истории
Старшее поколение знает и помнит этот завод как «Большевик», среднее
- больше как «Сельмаш», а сегодняшней молодежи оба эти названия вообще
мало о чем говорят. Что поделаешь: такова уж способность времени
постепенно отдалять от нас события и факты, вычеркивать их из памяти,
особенно, если они несущественны. Но к нашему случаю это не должно
относиться. Актюбинский завод «Большевик» или «Сельмаш» - это часть
истории Актобе, это тысячи людских судеб. Можно смело утверждать, что
становление завода и его полувековая производственная деятельность
оказали большое влияние на наш город. Например, большая часть района
«Москва» построена благодаря не столько железной дороге, сколько
размещенному здесь «Сельмашу». В годы войны жилой сектор занимал место,
ограниченное улицей Совхозной (ныне Арынова), улицей Павлова и железной
дорогой. Это была окраина Актобе, за которой простиралась степь. Как
вспоминает ветеран завода Георгий Сергеевич Егоров в то время в город
зимой даже заходили волки. Другой старожил Актобе Евгений Иванович
Куренов добавляет, что, когда разливалась речка Сазда, вода доходила до
«Сельмаша» и 5-й тюрьмы.
До пяти с половиной тысячи человек работали на заводе в его лучшие
годы - до развала Союза. По численности работников он был крупнейшим
предприятием города.
Начиналось с артели
Свою историю завод ведет с осени 1941 года. Тогда в наш город
прибыла первая эвакуированная из Днепропетровска большая группа
технических работников и руководства тамошней артели «Большевик» в
количестве 48 человек. По тем временам днепропетровская артель
представляла собой хорошо организованное производство по изготовлению
пароводяной арматуры - вентилей, кранов, задвижек. Но война избрала для
нее, как и для тысяч предприятий и миллионов людей, совершенно иной и
непредсказуемый сценарий - эвакуацию за тридевять земель и организацию
производства на новом месте. Под бомбежками наступающего врага люди и
вагоны с оборудованием выбирались из западной части огромной страны, и
их путь в глубокий тыл - на запад Казахстана, продолжался неделями. До
Актюбинска добралась только часть людей - остальные растерялись в пути.
Утрачена была и часть оборудования. Как свидетельствует книга
«История завода», составленная пенсионером, бывшим начальником
производственно-технического отдела Н.Я. Ананьевым, и напечатанная на
предприятии в 1960 году тиражом всего в 10 экземпляров, в Актюбинск
было доставлено только 10 станков и 2 мотора. «Однако большую
ценность для того периода представляла довезенная артелью до места
литейная оснастка (модельные плиты и стержневые ящики) для производства
арматуры и печного литья», - пишется в книге. Это издание, напечатанное почти 50 лет назад, сохранил уже упоминавшийся мной Егоров.
Практическое восстановление эвакуированного завода началось в 1942
году. Постановлением президиума облисполкома от 8 мая 1942 года для
развертывания производства были выделены построенные перед войной
здания межобластной базы Глававтотракторосбыта, находившиеся у так
называемого Южного переезда через железную дорогу (ныне место, где
находится «сельмашевский мост», построенный в 1967 году. - Прим. ред.).
Будущему заводу была передана и прилегающая территория располагавшегося
в то время здесь областного ипподрома.
Чтобы полнее представить обстановку того времени, сообщу, что заводу
постановлением было выделено 150 килограммов гвоздей, 20 тысяч штук
кирпичей, по 5 тонн цемента и извести и 2 тонны алебастра. Надо
полагать, что по тем временам это были большие объемы и представляли
собой особую ценность.
Параллельно на завод направлялись выпускники школ ФЗО
(фабрично-заводского обучения) и РУ (ремесленных училищ), предприятию
выделялись помещения для общежития и постельное белье. Разрешено было
подключиться к электростанции депо станции Актюбинск с лимитом 50
киловатт. Так как снабжение завода обеспечивалось из «местного
дворового колодца», горкоммунхоз обязали проложить водопровод. Дали
задание и областному управлению связи: «немедленно обеспечить установку
двух телефонных аппаратов». И последний пункт постановления гласил, что
для организации подсобного хозяйства выделить заводу «Большевик»
посевной материал».
Становление
С начала 1942 года новый завод объявил набор немобилизованной
молодежи и домашних хозяек, началась организация производства.
Необходимо было провести такие глобальные работы, как монтаж станков,
кузнечных горнов, вентиляции, наковален, литейного оборудования,
построить несколько зданий и многое-многое другое.
2 апреля 1942 года постановлением Правительства артель «Большевик»
была передана в распоряжение треста №41 Народного Комиссариата
авиационной промышленности и стала называться завод «Большевик», а 11
января 1943 года получила новое название - «Завод №6 треста №41 НКАП».
Завод начал производить продукцию с 1 июля 1942 года. Как
свидетельствует «История завода», «за 1942 и 1943 годы коллектив не
имел ни одного выходного дня».
В системе Наркомавиапрома завод пробыл до середины зимы 1944 года,
когда по постановлению Совета народных комиссаров «О создании ремонтной
базы в Казахской ССР» от 24 февраля 1944 года был передан в ведение
Народного Комиссариата земледелия Казахской ССР.
Шаг за шагом
Фактически же переход завода в систему Наркомзема произошел в мае
1944 года, а в октябре того же года ему было возвращено старое название
и он стал называться «Механический завод «Большевик».
Если в начале производственной деятельности в 1942 году основной
продукцией завода была пароводяная арматура, то с 1943 года завод начал
изготавливать чугунные детали к сенокосилкам, лобогрейкам и т.п. Причем
часть отливок обрабатывалась и на других предприятиях города.
А с 1944 года, с переходом в Наркомзем, завод уже получил план на
отливку и обработку бронзовых тракторных и автомобильных деталей для
Автотракторосбыта. Существенно стала расширяться номенклатура
выпускаемых на «Большевике» запасных частей для различной
сельскохозяйственной техники, сельхозмашин и животноводческих объектов.
В 1944 году было запущено производство по изготовлению центробежных
насосов для полива полей.
Ежегодно в деятельности завода стали появляться новые позиции
выпускаемой продукции и произведенных работ по ремонту сельхозтехники и
изготовлению деталей.
В 1949 году предприятие стало называться «Ремонтный завод «Большевик».
После очередной реорганизации промышленности и создания Совета
народного хозяйства в 1958 году завод перешел в ведение Министерства
сельского хозяйства в систему Совета народного хозяйства Актюбинского
экономического района. Был взят курс на усиление ремонтных функций РТС
непосредственно в колхозах и совхозах, а заводы стали ориентировать на
выпуск готовой продукции. Поэтому завод «Большевик» вновь получил
название «механический».
В том же году предприятие приступает к освоению выпуска запчастей к
стригальным машинкам. Это стало поворотным шагом в истории завода. Уже
в следующем году их производство увеличивается в 10 раз, ножей к ним -
в 20 раз.
И главное: постановлением от 20 июля 1959 года указывалось, что на
заводе «Большевик» должна быть создана основная в Казахстане
производственная база по изготовлению запасных частей к стригальным
аппаратам. Предусматривалось также строительство специального цеха
стригальных машинок.
И все это будет. В последующие тридцать лет завод планомерно
развивается. Он становится крупнейшим в стране производителем
оборудования для стрижки овец, которое отправлялось даже в Австралию.
Будет построен уникальный цех точного стального литья. Численность
работающих на заводе составит более 5 тысяч человек.
А потом произойдет развал Союза. И огромный завод, с таким трудом
наладивший производство в годы войны, распроданный по частям в угоду
чьим-то частным интересам, в одночасье прекратит свое существование.
Последний большевик
В этом подзаголовке нет никакой иронии. Георгий Сергеевич Егоров -
человек, сохранивший книгу об истории своего завода, не просто ветеран
предприятия. Он и его супруга Раиса Ахметовна Егорова (Забирова) -
единственные в городе люди, работавшие на заводе с первых дней, с 1942
года. Он, придя сюда 15-летним пареньком, выучился на токаря. Работал
на станке, подставив под ноги ящик. В 1944-45 годах началась так
называемая деэвакуация населения. Большая группа специалистов завода
уехала на родину в освобожденный Днепропетровск восстанавливать свой
«Большевик». Их замещение производилось в основном из способных молодых
заводских рабочих. Так Георгий Сергеевич стал сначала мастером смены,
затем цеха, а потом был выдвинут в отдел комплектации оборудования. И
проработал на заводе вплоть до его закрытия. Раиса Ахметовна начинала
работать в литейном цехе, потом стала «выдвиженкой-командиром», ее
назначили начальником отдела кадров.
Сейчас два ветерана «Сельмаша», проработавшие на заводе по 50 лет,
не выходят из дома. Им уже за восемьдесят. И как обидно им, признавался
мне Георгий Сергеевич, что нет у них своей сельмашевской ветеранской
организации, нет родного коллектива. Никто не навещает двух ветеранов
ни в праздники, ни в День пожилых людей…
Слушая Георгия Сергеевича, перебирающего старые грамоты, фотографии,
перелистывающего страницы комсомольского и партийного билетов, я вдруг
вспомнил тот самый памятник стригалю, выброшенный на задворки бывшего
завода за ненужностью символа…
Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ