Издревле праздновать Пасху было
принято всей семьёй, собравшись с куличами
и крашеными яйцами в церкви. Благо сейчас в
городе есть два православных храма, которые
на пасхальные праздники, как правило,
набиваются народом. Раньше же
благочестивому люду пойти было в прямом
смысле некуда. Походная церковь,
сооружённая в 70-х годах девятнадцатого
столетия, «обслуживала» в основном военных,
живших возле крепости Ак-Тюбя. О
строительстве святого храма для мирян
ратовал некто капитан Павленко, отославший
письмо генерал-губернатору Оренбурга с
просьбой разрешить ему сбор денег на
строительство деревянной церкви на 300
прихожан. Именно столько было солдат в
ведении капитана.
Письмо-ходатайство
оренбургский губернатор, ведавший
казахским краем, направляет царю. Между тем
в укрепление Ак-Тюбя едет священник
Зватарёв, обеспокоенный «оскудением
религиозного чувства у чинов гарнизона». «Прибыв
в полотняную церковь, он заключает, что в
его обязанности будет входить не столько
крещение людей, сколько их отпевание, так
как «количество смертей среди солдат
возрастало с пугающей быстротой», -
рассказывает женщина, которая долгое время
по крупицам собирала ценные архивные
материалы. Специалист краеведческого музея
Роза Балдыгарина поведала мне о том, как по
всей Руси сбирались средства на постройку
святыни. После приезда священника весть о
благом начинании разлетается по всей
округе и далеко за её пределами. Собрать
сумму, достаточную для сооружения храма,
небольшому гарнизону было не под силу.
Посему царь издаёт указ о «Сборе средств по
всей империи на строительство храма». Надо
сказать, что царёв приказ поддержали:
пожертвования приходили с казначейств
Москвы, Киева и даже Варшавы. К 1879 году
собранные «по миру» средства составляли
сумму более 19 тысяч рублей, на которые и
будет построена церковь имени святого
Александра Невского, прозванная в народе
Александровской.
Храм соорудили в 1882 году.
Кирпичное здание, как и предполагалось,
вмещало 300 человек, и было построено «согласно
типовому проекту церкви для степных
укреплений в Оренбургском округе».
Красавица церковь простояла до того
момента, как товарищем Сталиным была
предпринята широкомасштабная пропаганда,
направленная против религии. Атеизм
победил Веру. По крайней мере, так думалось
«наверху».
Своими воспоминаниями делится
старожил города 73-летний Пётр Минин. «Я
помню: в году 1935-36-м примерно на месте между
вышкой и драмтеатром стояла церковь. Подле
неё был сенный базар, а неподалёку скотный
рынок, - рассказывает он. – Лично я внутрь не
заходил – мне, мальчишке, это было ни к чему,
а вот жена моя говорила, что бывала в храме».
К сожалению, её уже нет в
живых, поэтому дедовские воспоминания
основываются на мимолетных прогулках возле
городской церкви.
Пётр Афанасьевич удивил меня
откровением о том, что жил в монастыре. Как
оказалось, так называлась местность,
окружённая улицами Первомайская, Ударная,
Розы Люксембург и Емельяна Пугачёва. Дело в
том, что при отсутствии построек данный
квартал стоял особняком, напоминая
отдельное «государство» - монастырь, как
иронично прозвал его народ. Кстати, улицу
Старожительская, на которой расположился
храм, вскоре переименовали в
Александровскую, потом в Карла Либкнехта, а
нынче улица носит название Шернияза.
Как уже говорилось,
Александровская церковь была разрушена
большевиками. Страшная судьба постигла и
священнослужителей. Первый настоятель
храма Арсений Мазохин – «по образованию из
Казанской инородческой семинарии, знаток
языка, быта и верований киргизов» -
бесследно пропал. По сохранившимся до
нашего времени документам известен такой
факт из его жизни: с приходом революции
Мазохин, публично прокляв большевиков, не
вышел на службу, и церковь надолго осталась
без священника. Службу проводили случайные
священники, которые часто менялись, в
результате чего происходили всяческие
скандалы. Дальнейшая судьба приверженца
православной веры неизвестна. Поговаривали
о том, что его расстреляли.
Выросший на месте
Александровской церкви драматический
театр тоже не имел успеха. «Мирское» здание
три раза горело, из-за усадки трескались
стены. В округе ходили слухи, что это кара
Господня за разрушенную святыню. Последний
раз здание полыхало в середине 70-х годов.
Причины возгорания до сих пор неизвестны. В
числе версий предполагалось и умышленное
злодеяние противников атеизма.
Документов, подтверждающих
приказ разрушить православную церковь, нет
ни в областном архиве, ни в краеведческом
музее. По мнению хранителей истории, это
закономерно. Жестокий указ, принёсший с
собой гибель святого здания, скорее всего,
был уничтожен. Но проклятье, которое взяли
на себя сотворившие это, будет висеть над
ними ещё не одно поколение.
Елена
Алёшина
Благодарим сотрудницу
краеведческого музея З. Мукашеву за помощь
в подготовке материала |