Кто
ж его посадит - он же памятник?
Сегодня нет
такого трепетного отношения
к памятникам как ранее: за ними
ухаживали пионеры, рядом в клумбах сажали
цветы и все знали, кому и за что эти
мемориалы воздвигнуты.
Однако теперь многие памятники убраны,
времена меняются. Нет больше на прежнем
месте монументов Зинченко, Жангельдина и
Фрунзе. Хорошо, что появились, наконец-то,
памятники Байганину и Керееву.
На
сегодняшний день насчитывается всего 1.380
памятников культуры, из них 965
археологических, монументального
искусства - 90 (это по городу и области).
Интересно, что памятников Ленину в городе
когда-то насчитывалось целых сорок шесть.
Сейчас остался один, печально прячущийся в
кустах около ДК «Химик». Остальные Ленины
хранятся в областном акимате. И к ним мало
кто имеет доступ. Хотя бы из тех соображений,
что некоторые статуи вождя пролетариата
медные. А медь, как известно, нынче товар
ценный. Только зачем хранят Ленинов, да ещё
в таком количестве - загадка природы.
После
специальной ревизии в нашем городе было
установлено, что практически все монументы
самого человечного из людей не
соответствуют художественным параметрам,
другие не составляют особой культурной
ценности, у третьих отсутствует
архитектурное изящество. Каково? Вождь
пролетариата должен быть изящным.
Подобным
образом дело обстоит и с некоторыми другими
памятниками. Здесь тоже свою лепту внесли
специальные комиссии. По словам начальника
Актюбинской государственной инспекции по
охране историко-культурного наследия
Бекарстана Мырзабай, их
организация данную ситуацию «контролирует
только со стороны». Причиной тому скромное
финансирование. Оказалось, что у
государственного учреждения нет даже
полных и точных данных по всем без
исключения архитектурным памятникам,
исключая археологические, которые нас пока
не интересуют.
Позорное
наследие
Бесспорным
позором нашего города является памятник
Чаганаку Берсиеву. Точнее, не
памятник, а то, что от него осталось. Да
простят меня родственники известного
сельхозника, но данный бюст больше
смахивает нынче на мемориал памяти
человека, имеющего серьёздные заболевания.
Голова бутобетонного бюста напоминает
нечто пористое, на лице тоже нет
значительной части щеки. А тёмно-зелёный
облезший пьедестал теперь служит местом
переписки местных тинейджеров: здесь кто-то
передаёт привет некому Слему и сообщает,
что подойдёт на встречу попозже. В общем,
без слёз не взглянешь.
Памятник
Чаганаку Берсиеву, установленный в
городском парке им.Пушкина, был воздвигнут
в 1946 году, спустя два года после смерти
этого человека. Идейным вдохновителем
сооружения мемориала стал актюбинский
скульптор Крошин. Именно он создал памятник
Берсиеву высотой в 2,8 метра. О знатном
просоводе Чаганаке в годы Великой
Отечественной знал весь Союз. Его
сельскохозяйственная бригада собрала и
отправила на фронт 49 вагонов проса,
установив тем самым мировой рекорд по
заготовке зерновой культуры. Будучи
самоучкой, Берсиев добился небывалых
результатов: в 1941 году он получил 165
центнеров проса с
гектара, в 1943 году - 201 центнер с того же
участка. Опытом Ча ганака интересовались
многие западные страны. Даже из воюющей
Германии приходили запросы в минсельхоз
СССР с просьбой открыть секрет метода
просовода.
Памятник
Берсиеву установлен даже в Москве. Его
привезли ещё во время Всесоюзной выставки
сельского хозяйства в российской столице,
так памятник и остался. Причём, он во вполне
приличном состоянии. Актюбинский мемориал
имеет республиканское значение. Более того,
он взят под государственную защиту.
- Большинство
членов республиканской комиссии решили,
что памятник Берсиеву не имеет
художественной ценности, - заявил Бекарстан
Мырзабай. - Пока официального
заключения никто не давал, но скорее всего
монумент совсем уберут и поставят
другой, либо уберут и вообще ничего
больше не поставят.
Вот,
оказывается, что значит республиканское
значение и госзащита. А я-то думала...
Забытое
прошлое
В том же парке
им.Пушкина установлен ещё один памятник - «Героям
гражданской войны, погибшим в боях за
советскую власть в 1919 году». Его вид ничуть
не лучше монумента Берсиеву:
облицовочная плитка местами обвалилась,
постамент прилично осел и дал трещину.
Надпись, некогда покрашенная
«под золото», почти не видна, а пятиконечная
звезда, венчающая памятник, превратилась в
нечто мрачно-анархическое. Неужели герои
гражданской войны заслужили такого
отношения? Или может зря они сражались за
советскую власть?
Как бы там ни
было, а в инспекции по охране историко-культурного
наследия так никто и не назвал точной даты
установления этого памятника. Старожилы
нашего города поговаривают, что именно под
этим монументом когда-то были захоронены
воины, погибшие в том далёком 1919 году.
- Какое
решение приняла областная комиссия
касательно данного монумента?
- поинтересовалась корреспондент «Эврики»
у Бекарстана
Боранкуловича.
- Разные точки
зрения выражались по этому поводу. Ничего
конкретного.
- Его будут
реставрировать?
- Наверное,
будут...
Плохо дело
обстоит и с памятником Алие Молдагуловой.
Здесь тоже совсем обветшал постамент. Но
его всё-таки собираются частично
ремонтировать. А вот известных всем
монументов - стригаля с бараном, что
красовался около завода «Сельмаш», воина-освободителя
и женщины из гипса около драматического
театра - скоро не будет вовсе. Точнее,
стригаля уже нет, есть только постамент. Два
другие пока «живут». Эти памятники-символы
на республиканском
учёте не стоят. Как впрочем и те, что сейчас
скромно располагаются
на территории «Актобе-радио»: памятник
рабочему, бюст Горького и мальчик с
собачкой. Монументы
специально были перевезены на поляну близ
радио, чтобы их не уничтожили вовсе.
Смотришь на них и видишь кусочек
сохранённого прошлого. Да и где уверенность,
что недавно установленные памятники не
ждёт подобная участь?
Кстати, в этом
году было намечено выделить из областного
бюджета «на
сохранение историко-культурного наследия»
16,5 миллиона тенге. Из них 3,5 миллиона тенге
необходимо пустить
на раскопки мавзолея в Хобдинском районе,
около 5 миллионов на
аварийные раскопки, например, кургана в
Байганинском районе, 4 миллиона тенге на
выпуск книги о 20-летних исследованиях
местных археологических памятников. А об
архитектурных монументах ни слова.
Юлия МИНИНА
Фото Юрия ИВЧЕНКО |