 |
Провинция: Непогасший очаг культуры
Об
истории и возникновении одного из старейших зданий города, каким
является бывший клуб железнодорожников, в настоящее время обретший
второе дыхание, рассказывалось не один раз. Журналист «Эврики» решил
добавить к уже известным фактам из истории бывшего очага культуры
кое-какие штрихи, еще неизвестные большинству жителей города.
Первые потери, первые события
К 1905 году в нашем городе окончательно формируется многочисленный и
монолитный рабочий класс, состоящий в основе своей из рабочих и
служащих железной дороги. После 1917 года вблизи железнодорожной
станции, недалеко от места работы основного костяка пролетариата,
закладывается большое и по тем временам грандиозное сооружение. Это был
дом культуры железнодорожников.
История не сохранила имени главного строителя, возводившего это,
действительно, громадное и величественное здание. Из рассказов
старожилов достоверно известно лишь одно. Спустя какое-то время после
строительства здание дало незначительную осадку, и инженера,
построившего для города это эпохальное сооружение, в одночасье
арестовали и, обвинив во вредительстве, бросили в огромный котел
советских лагерей, где он безвозвратно и сгинул. А дворец, с любовью
воздвигнутый безвестным и вдохновенным зодчим в форме паровоза, все еще
стоит, пережив не одно поколение строителей светлого будущего и с
достоинством встретив смену эпох и начало нового тысячелетия.
Первое, наиболее значительное событие, с которым был связан клуб
железнодорожников, произошло в 1934 году. Весь советский народ в то
время жил новостями с первого в стране автопробега
«Москва-Каракумы-Москва». Состоящий из первых советских грузовиков, он
проходил сквозь многочисленные города и республики страны советов. Наш
город, через который пролегал маршрут этого автопробега, тоже готовился
к встрече его участников. И центральным пунктом встречи гостей, конечно
же, стал центр культуры города, клуб железнодорожников. Большая колонна
демонстрантов, встретив автоколонну на берегу Илека, торжественно
прошествовала с флагами и пролетарскими песнями через весь город к
зданию клуба, где при стечении всех жителей города состоялся большой
митинг. Об этом событии свидетельствуют чудом сохранившиеся фотографии
из семейного архива семьи Чистяковых. Непосредственно митинг,
посвященный авопробегу, состоялся, как свидетельствуют старые снимки,
на пустыре между зданием клуба и железнодорожными путями.
Эротика на сцене дворца
Из немногочисленных сохранившихся снимков той поры можно узнать
немногое, но кроме этих немых свидетелей существуют и устные рассказы
ветеранов и очевидцев тех или иных событий, связанных с этим культурным
центром города. Внутренние помещения клуба представали во всем
великолепии тогдашнего времени. Прямо посередине большого фойе,
украшенного бархатными портьерами, огромными портретами советских
вождей и тяжелыми в рост человека зеркалами, располагался каменный
фонтан со скульптурными изображениями пионеров, трубящих в горны, а в
центре всей этой социалистической композиции красовалась скульптура
мальчика-пионера с жезлом в руке. Ошеломляющее впечатление производил
большой зал для представлений и концертов. В нем проводились ещё и
многочисленные собрания, и партийные мероприятия советского
чиновничества города.
Большой зал, на сцене которого давались различные концерты и
спектакли, был в свое время образцом классического театрального
помещения. Балконы, в два ряда опоясывающие зрительный зал, партер,
великолепно просматривающаяся со всех сторон сцена – создавали картину,
совершенно схожую с театральными залами Москвы и Ленинграда. Почти с
самого основания в клубе начали свою работу казахская, татарская и
русская театральные труппы. Надо особо отметить, что руководил
татарской труппой, созданной на базе татарской школы №4, знаменитый Гайнан КУРМАШЕВ, который был директором этой школы.
Впоследствии этот герой, в годы Великой Отечественной войны организовавший польское подполье, был вместе с легендарным Мусой ДЖАЛИЛЕМ расстрелян
фашистами во дворе тюрьмы Плетцензее. Сейчас его именем названа одна из
улиц города. За прошедшие годы старый клуб гостеприимно принимал в
своих помещениях множество знаменитых людей, а на его театральных
подмостках выступали коллективы чуть ли не со всех концов бывшей страны
советов.
Перед войной, в 1935 году, в стенах этого здания с большими
гастролями выступал Средневолжский театр оперы и балета. Событие, во
всех смыслах, ошеломляющее! Надо думать, это было фантастическое
зрелище для жителей нашего городка! Ведь даже сейчас мало кто может
похвастать тем, что видел вживую спектакли оперы и балета! Можно лишь
представить себе всю красочность и масштабность этого сказочного
действа.
Во дворце работала и пользовалась немалым успехом у горожан труппа
народного театра. В разное время ею руководили талантливые режиссеры,
ставя весь художественный репертуар, какой был представлен в разные
времена. Но создатель народного театра Артур ГОЛЬДШТЕЙН прославился
и остался в памяти всех театралов города не только этим. Знаменитый
режиссер решился на шаг, пожалуй, невероятный и опрометчивый в то
суровое время, если не сказать больше. В один из послевоенных
театральных сезонов он решил поставить вполне современную по тем
временам пьесу «Барабанщица». Пьеса, надо сказать, была вполне в духе
времени. Там было в основном повествование о пламенных революционерах и
всякая тому подобная героика. Но соль всего спектакля заключалась
совершенно в другом. Сейчас можно уже с уверенностью утверждать, что
первым, если не на всем пространстве Союза, то уж нашего города точно,
зачинателем и мастером эротики на сцене вольно или невольно стал именно
Артур Гольдштейн.
По смелому замыслу режиссера в один из эпизодов спектакля главная
героиня пьесы, которую в то время играла ведущая актриса театра и
красавица Анна НЕМКОВА, сбросив с себя
одежду, в одном купальнике вскакивала на стол. И на все 40 или 50
секунд, пока она плясала на возвышении, весь зрительный зал буквально
замирал от восхищения и одновременно невероятности происходящего. До
сих пор тогдашние восьми-девятиклассники, тайком от родителей
пробиравшиеся именно на этот спектакль, рассказывают об этом памятном
зрелище.
Из книги приказов
Во время Великой Отечественной войны клуб железнодорожников не
переставал быть центром культурной и жизни всего города. Только стали
жестче требования к работникам дворца, как и положено было в военное
время. С тех лет остались некоторые скупые сведения из книг приказов по
клубу, но это характерные штрихи того нелегкого времени.
Одна из первых записей 1941 года красноречиво говорит о наступившем
военном времени. На основании решения облисполкома некоторые помещения
клуба в первый год войны передаются под эвакопункт. И в соответствии с
этим выходит приказ о передаче работников клуба Чистяковой, Пояркова,
Избаш и Филяковой в распоряжение начальника эвакопункта. Подписан был
приказ одним из первых руководителей клуба, фамилия которого дошла до
наших дней, товарищем Лупейко.
Наступившее жесткое время явно прослеживается по приказам военных
лет. Ужесточились и требования к работникам клуба. Например, зимой 1942
года выходит строгий приказ директора Лупейко о продлении рабочего дня
на два часа. Распоряжение руководителя основано на приказе чрезвычайной
тройки об удлинении рабочего дня, и все сотрудники клуба в
дополнительное рабочее время заняты на уборке территории, прилегающей к
клубу, от скапливающихся время от времени мусора и нечистот…
Санат РАШ
(Продолжение следует) (Окончание. Начало в прошлом номере)
Из книги приказов
…В военные годы клуб, как, наверное, и все в это время, жил строгой,
полностью подчиненной военной дисциплине жизнью. Сухие строки приказов
говорят о суровости тех военных лет. Сейчас можно по-разному судить о
правомерности этих действий, но тогда, вероятно, все это воспринималось
как должное, когда за малейшую оплошность или небрежность в работе
можно было с легкостью угодить за решетку. Об этом свидетельствует
случай, на который сейчас попросту не обратили бы внимания, а в то
время воспринимавшийся как нечто из ряда вон выходящее.
В одну из майских ночей 1942 года во время дежурства сторожа МИХАЛЬЧЕНКО
из курительной комнаты клуба пропала электролампочка. Событие, в
нынешнее время не стоящее внимания, чуть не стоило женщине-сторожу
нескольких лет за колючей проволокой. Директор этого культурного
учреждения товарищ ЛУПЕЙКО, кстати, тоже женщина, отреагировала
на произошедшее мгновенно. На следующий же день в отношении сторожа
следуют строгие меры социальной защиты. Несчастную женщину, как не
обеспечившую работу в военное время, в один миг уволили с работы, не
забыв предупредить, что расчет она получит только тогда, когда
возместит материальный ущерб. Но жизнь все же продолжалась. На сцене
клуба ставились спектакли, давались концерты музыкального оркестра,
состоящего из рабочих-железнодорожников. Строго следили за культурой
обслуживания посетителей дворца. Однажды в клубе состоялся концерт,
посвященный дню солидарности всех трудящихся. Одна из посетительниц
клуба, вежливо попросившая в кассе клуба билеты на лучшие места, в
ответ услышала грубые оскорбления в виде крутого мата из уст кассира ОСТАНЬЧУК.
На следующий же день это событие было немедленно отмечено вездесущей
директрисой Лупейко в книге приказов, где кассиру, виновнице возникшего
скандала, незамедлительно был объявлен строгий выговор.
Символ и визитная карточка города
Еще до Великой Отечественной войны вокруг клуба железнодорожников
был разбит небольшой красивый парк, сохранившийся до наших дней. В
послевоенные годы на территории, примыкавшей к клубу, была выстроена
деревянная парашютная вышка, и любой желающий мог на короткий миг
почувствовать себя заправским парашютистом, спрыгнув с высоты с
прикрепленным к тросу куполом. В более поздние времена рядом с клубом
появился невероятный сказочный детский городок «Зодчий». Библиотека с
обширнейшим книжным фондом становится постоянным местом посещения всех
жителей города. Примерно в те же годы в доме культуры железнодорожников
возникает музыкальный салон. На протяжении 20 лет им заведовала Алина ГИЗАТУЛЛИНА. А организатором и идейным вдохновителем этого музыкального салона был известный в городе Герман ВЛАСКО,
преданный поклонник классики. Салон, как и многие секции и кружки дома
культуры, прекратил свое существование. В 1998 году поклонник
классической музыки возобновил работу салона, но времена были уже
совсем иные. Среди судорожно пытающихся в это сложное время найти
стабильный (или вообще хоть какой-то) заработок жителей города не
нашлось тех, кто мог бы тратить время на прослушивание симфонических
произведений, не возвращаясь мыслями к извечной теме о хлебе
насущном.
Меняются времена, меняются нравы и вкусы людей, и памятникам
соцреализма, украшавшим некогда помещения старого здания, пришли на
смену современные интерьеры из стекла и пластика. Но главному своему
предназначению в настоящее время он все же не изменил. Разместив в
своих многочисленных и просторных помещениях современный и
вместительный кинотеатр, телевидение и редакцию газеты крупной
медиа-группы, какой является «РИКА», он все так же служит делу
просвещения информации и искусства.
Клуб сменил не одно поколение верой и правдой служащих ему людей. И
все они были преданными своему делу людьми, любящими свой клуб, во
многом ставший им вторым домом. Но до сегодняшнего дня неизменным
остается всегда одно. Во все времена, какие потрясали наш город, этот
свидетель многих лет городской жизни всегда был и остается центром
притяжения для многих поколений жителей города. И он уже с полным
правом может называть себя одним из символов и визитной карточкой
города на белом холме.
Санат РАШ
|