Воскресенье
29.06.2025
19:15


Форма входа

Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Главная » Статьи » О городе » Из "Эврики"

Потерянный храм
Газета ЭВРИКА: №5 (710) 1.2.2008
Провинция: Потерянный храм

Корреспондент газеты «Эврика», проведя небольшое исследование, попытался найти останки и местоположение самого первого в нашем городе православного храма


С чего начинается новый город? Наверное, с людей, задумавших его. Но что для людей может быть самым первым и главным в их начинающейся жизни на новом, еще не обжитом месте? Вопрос риторический. Для людей, свято хранящих в душе веру, это символ веры – ХРАМ БОЖИЙ. Наш город был заложен и выпестован людьми, истово исповедующими как ислам, так и православие. Время стирает даже камни, но какие бы катаклизмы ни происходили в мире людей, пытающихся по своему понятию перекраивать существующий строй, религию и человеческие ценности, одно оставалось и остается незыблемым всегда. Люди во все времена жили с верой в душе, и ничто не могло отвратить их от БОГА.

С верой в душе

В 1868 году царской  властью, считающей Казахстан своей окраинной вотчиной, насаждается новое положение об административно-территориальном делении. И сразу же по окраинам степного государства возникают крепости с постоянными царскими гарнизонами, долженствующими контролировать ситуацию на вассальной территории.     В 1869 году флигель-адъютант его императорского величества, полковник БОРХ получает высочайшее повеление «…заложить в степи укрепление, коему быть центром Илецкого уезда». С одной сотней солдат полковник Борх прибывает в г. Оренбург, где его отряд усиливается 169 строевыми, 14 артиллеристами капитана ТВЕРДОХЛЕБОВА при 4 орудиях и 14 казаках.

Вершина холма Актобе оказалась наиболее географически и стратегически удобной точкой для строительства укрепления. И 24 марта (по старому стилю) 1869 года работа по возведению крепости-города началась. В мае 1870 года по письму капитана Актюбинского укрепления П.ПАВЛЕНКО, обращенному к Оренбургскому генерал-губернатору, о «…разрешении сбора средств для строительства деревянного храма на 300 прихожан в укреплении Ак-тюбя» публикуется «…позволение царя на сбор средств для строительства православного храма имени Святаго Александра НЕВСКАГО».

Тем временем оренбургский священник ЗВТОРЕВ добивается разрешения поехать в укрепление для совершения таинства брака и крещения детей, прихватив с собой на время полотняную церковь. До этого в крепостце проводил уроки богослужения священник православной церкви Арсений МАЗОХИН.

Уже к 1879 году собрали более чем 19 000 рублей, сумма по тем временам вполне достаточная для постройки каменного храма. Но начало всему положила все-таки уже существовавшая деревянная церковь, на основании которой впоследствии и был возведен храм имени Святого Александра Невского, благополучно просуществовавший до тех пор, пока не наступили те самые «антихристовы» времена.

Храмовый театр

На этом конкретные и точные сведения о первом и долгое время бывшем для православных верующих святым местом храме заканчиваются. Что же стало с ним дальше? До сегодняшнего дня не сохранилось ни одной его фотографии, известно только, что находился он приблизительно в районе нынешнего драмтеатра и просуществовал почти в первозданном виде до начала 30-х годов. В известные же годы коллективизации его просто уничтожили, как уничтожили и мечеть, построенную позднее церкви, но не избежавшую такой же тяжкой участи.

До сегодняшнего дня как доказательство реальности существования храма чудом сохранилась лишь фотография картины актюбинского художника ПРОСТЕВА, на которой, наряду с мельницей КАЮДИНА-ЕФРЕМОВА и главным возвышением города, изображен тот самый храм. И, судя по его расположению, находился он действительно примерно в районе нынешнего драмтеатра. Все эти скудные сведения, как и проекты постройки первых мечетей и ксерокопии некоторых писем той поры, бережно собраны и сохранены старшим научным сотрудником областного музея Розой БОЛДЫГАРИНОЙ. Кстати, воспоминания ее детства сохранили образ белого одноэтажного здания на месте драматического театра, и было это примерно в году 1955. Возможно, это и было тем, что осталось от некогда величественного храма?

Кладбищенский рынок

Визит к директору областного драматического театра Лире ШАРИПОВОЙ приоткрыл завесу тайны над потерянным храмом, бывшим в свое время первым в нашем городе символом веры. Здание дома культуры, на основании которого позднее и был выстроен драматический театр, было возведено пленными японцами в 1944 году.

Николай ЛАПШИН в 1959-82 годах бывший главным архитектором области и в свое время занимавшийся реконструкцией театра, как рассказала директор драмтеатра, был свидетелем того, как пленные японские солдаты строили дом культуры на старых деревянных сваях, оставшихся от старой постройки, некогда стоявшей на этом месте. И сам главный архитектор области утверждал, что остатки деревянного свайного фундамента, на котором и был возведен дом культуры, служил некогда фундаментом старому храму! Правда, он же впоследствии говорил, что остатки храма находились в стороне от дома культуры, но если знать, какое тогда было время и что могло воспоследовать за утверждением о том, что советский дом культуры не что иное, как бывший храм, то становится понятно, почему уважаемый архитектор был столь разноречив. В пользу этой версии говорит еще такой факт, что между зданием театра и вершиной холма, на котором в те далекие времена стояла сторожевая башня, почти нет места для значительной постройки, каким, по свидетельствам ушедших из жизни старожилов города, был храм. Если учесть еще и то, что на этом участке некогда стояли, кажется, и казармы воинского гарнизона крепости, то вывод из этого короткого исследования напрашивается сам собой. Храм стоял на месте нынешнего здания театра!

У городского священника Дмитрия СОЛОВЬЕВА нет никаких сомнений в этом. Он окончательно дополнил историю старого храма, рассказав некоторые подробности. Дело в том, что испокон веков при каждой православной церкви находилось кладбище. Не стал исключением и храм Святого Александра Невского. Кладбище было. И за долгие годы существования оно разрослось, занимая пространство нынешнего Колхозного рынка, «Малышки» и часть района Москвы, там, где сейчас находится следственный изолятор.

Революционное мракобесие 30-х годов за пару дней буквально стерло все захоронения с лица земли, не удосужившись не только перезахоронить останки предков, но и не дав этого сделать оставшимся в живых родственникам. Вот так почти в один день было уничтожены и могилы предков почти всех горожан, и святой храм, положивший некогда начало нашему городу.

Почти в центре современного города возводится величественный новый храм. И, конечно же, он вскоре станет центром духовного единства всего православия нашего края. Прямо напротив него невдалеке строится огромная мечеть, в которую, можно с уверенностью утверждать, будут стекаться тысячи мусульман города и области. И надо твердо быть уверенным, что не наступят те времена, когда эти величественные творения, предназначенные для служения богу, не постигнет участь того, самого первого храма. А память о нем, думается, не исчезнет до тех пор, пока в душах сохранится вера. И не столь важно вера ли это в Христа, Аллаха или Будду. Важно то, что человек с верой в сердце никогда не сотворит зла ближнему своему. Если он истинно верующий!

Санат РАШ



Источник: http://www.rikatv.kz/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=2997
Категория: Из "Эврики" | Добавил: attain (14.05.2009)
Просмотров: 430 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Из "Эврики" [82]
Из "Диапазона" [32]
О городе из других газет [9]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz