 |
Провинция: Кино, вино и продажная любовь
В начале прошлого века постоялец городской гостини-цы мог неплохо развлечься, просмотрев трехминутный кинофильм в расположенном неподалеку синемато-графе. На обратном пути, прихватив в лавке КОНОПЛЕВА бутылочку шустовского коньяка, он мог, воспользовавшись услугами гостиничной проститутки, послушать в ее исполнении модный романс на французском языке.
«В двухстах саженях от публичного дома»
В начале двадцатого века братья Иван и Григорий МИХЕЕВЫ открыли в нашем городе первый синематограф, изобретенный, как известно, тоже братьями ЛЮМЬЕР.
Для этого им было выделено место почти в самом центре города, а именно
«в двухстах саженях от публичного дома», как официально говорилось в
разрешительном документе, что послужило поводом для множества шуток
горожан. Здание было выстроено из плоского природного камня. Называлось
это строение предприимчивых купцов «ТРИУМФ».
Продолговатое сооружение представляло собой глухую длинную каменную
коробку, без каких-либо оконных проемов, но внутреннее убранство его
полностью соответствовало тогдашним провинциальным представлениям о
роскоши. Внутри оно было поделено каменной перегородкой вдоль на две
половины: первая из которых служила кинозалом, вторая же половина
помещения была чем-то вроде зала ожидания для зрителей.
Отапливалось здание синематографа двумя встроенными в
стену-перегородку печами-«голландками». Первые кинофильмы
сопровождались лишь треском некачественной кинопленки, затем появился
свой тапер, сопровождавший просмотр игрой на стареньком пианино.
Объявив о начале сеанса, один из служащих кинотеатра, дождавшись, пока
зрители рассядутся по своим местам в зале, тушил на стенах свечи,
вытянув длинным шестом с колпачком на конце, и начиналось волшебное
действо кино. Фильмы длились от трех до десяти минут, но удовольствия
от увиденного зрители получали ничуть не меньше, чем от насыщенных
компьютерной графикой голливудских киноисторий.
Убранство помещения, в котором зрители ожидали начала киносеанса,
было для тех времен впечатляющим. Слева от входа располагался буфет,
справа небольшое помещение с окошечком – билетная касса. Чуть в глубине
фойе, на деревянном балконе, располагался небольшой духовой оркестр, в
силу своих возможностей развлекавший фланирующих по залу киноманов
вальсами Штрауса и военными маршами.
Зрители неспешно прогуливались по длинному помещению фойе, ярко
освещенному множеством свечей с драпировками из плюша и бархата.
Синематограф для городских жителей долгое время оставался
единственным местом массовых гуляний, где можно было, неспешно
прогуливаясь в ожидании начала сеанса, щегольнуть яркими обновками и
посплетничать между собой.
В послереволюционное время здание служило для различных собраний и
съездов городского пролетариата. Затем оно вернуло себе первоначальное
значение, сменив громкое имя «Триумф» на подходящее велению времени «Культфронт». Во времена развитого социализма кинотеатр получил имя «Пионер»,
с которым и просуществовал благополучно до знаменитого пожара,
уничтожившего все, кроме прочных каменных стен. «Триумф» был первым, но
не единственным, претендовавшим на звание одного из первых
синематографов города. Купец КОНОПЛЕВ попытался
составить братьям конкуренцию и недалеко через пустырь возвел
одноэтажное каменное строение, в котором решил показывать кино, но
предприятие не выдержало конкуренции с быстро завоевавшим симпатии
первым очагом массовой культуры, и вскоре купец переоборудовал здание
под обыкновенную торговую лавку. И попал в точку. Она так и называлась «Лавка Коноплева»
и завоевала популярность среди горожан, имея в своем ассортименте
китайский чай, коньяк Шустова, папиросы «Лорд» и еще множество всякой
всячины, крайне необходимой в повседневной жизни городского жителя.
Сейчас в бывшей лавке Коноплева находится дом народного творчества.
«Приличное заведение» с интимными услугами
В 1914 году между кинотеатром «Триумф» и каменной лавкой Коноплева
на месте нынешней школы №11 уже существовала большая гостиница.
Называлась она «Россия» и имела номера от простых до апартаментов
класса «люкс». Селились в ней обыкновенно заезжие купцы и чиновники,
курсировавшие из губернии в губернию по делам имперских министерств и
ведомств. Находившиеся рядом кинотеатр и большая торговая лавка делали
жизнь постояльцев гостиницы интересной, но еще более интересное
времяпрепровождение ожидало их в самой гостинице. В штате этого
«приличного заведения» вполне официально работали и обслуживали гостей
в буквальном смысле «без отрыва от производства» шесть тружениц
интимного фронта.
Представительницы древнейшей профессии «работали» вполне легально с
официального разрешения городских властей. Неизвестно, сколько стоили
услуги этих «тружениц» и каким разнообразием услуг они баловали своих
клиентов, но известно, что два раза в неделю эти прелестницы в
обязательном порядке проходили строгий медицинский осмотр на предмет
чистоплотности и всякого рода нежелательных последствий продажной
любви.
Недалеко от гостиницы и кинотеатра «Триумф» находился публичный дом.
Но в каком именно месте он находился, выяснить пока не удалось,
возможно, рассказ об этом еще предстоит. Зато известны некоторые детали
из жизнедеятельности гостиничных «путан» того времени. Количество
женщин легкого поведения особенно не менялось, но менялся (и довольно
периодически) состав этой своеобразной «бригады». Например, достоверно
известно, что контингент продажных женщин состоял исключительно из
приезжих. В частности, это были девицы из борделей Оренбурга, решивших
в силу различных обстоятельств подзаработать на «периферии». И это им
вполне удавалось.
Надо сказать, что коль скоро было дано официальное разрешение
властей на такого рода деятельность, то в те времена существовал и
целый свод правил поведения для тех, кто решил зарабатывать таким
необычным способом. И неудивительно, что многие из женщин сомнительного
поведения были образованнее многих целомудренных домохозяек и девиц на
выданье, и для многих из них было вполне естественным умение вполне
сносно играть на «фортепианах».
Для того, чтобы заинтересовать потенциального клиента, необходимо
было выглядеть не только очень стильно в смысле нарядов, но и знать
намного больше обыкновенной школьной программы того времени. Было
неудивительным, если некоторые из этих продвинутых «мамзелей» владели
не только искусством французской любви, но и свободно говорили на этом
языке. Гостиница существовала еще долгое время и после революции, но
образованных и интеллигентных жриц любви в ней уже не было. Вероятно,
новой власти были неугодны сколько-нибудь образованные люди, даже если
это были всего-навсего проститутки.
Санат РАШ Частично использованы материалы из книги Федора и Юрия ТАРАСЕНКО «Город. Годы. Люди. Жизнь» |