 |
Провинция: Жизнь – не сахар, жизнь – мед
При
пожаре житель Актюбинска, живший в дореволюционное время, в первую
очередь спасал не нажитое годами имущество, а крохотную железную
пластину, прибитую к стене своего горящего дома. А каждую осень тысячи
жителей нашего города шли на берег реки Илек и сообща варили сладкий
арбузный мед, празднуя ежегодный «праздник меда».
Для отдачи государству
Годы расцвета Российской империи 1910-14 годов были и временем
бурного строительного бума, возникшего в стремительно разраставшемся
городе Актюбинск. Еще совсем недавно переселенцы, тянущиеся в наш край
со всем своим скарбом, везли с собой кроме домашней утвари,
инструментов и предметов первой необходимости даже деревянные срубы
разобранных, где нибудь в Воронежской губернии домов. А в 1910-14 годы
за постройку домов. В 1912 году старостой города Актюбинск был Василий МОЩЕНСКИЙ.
Первой и важнейшей для себя задачей этот просвещенный и умный хозяин
города считал социальное развитие города. Составленные им программы по
этому направлению стали основополагающими для градостроительства тех
времен и на многие годы вперед определили внешний облик нашего города.
Отметить хотя бы тот факт, что Василий Мощенский был еще и
единственным редактором единственного в своем роде городского
научно-публицистического журнала «Актюбинский вестник». Ко всему
прочему он, подписываясь разными именами, являлся и единственным
журналистом этого печатного органа. Особой заслугой разностороннего
градоначальника можно по праву считать то, что впервые на страницах
этого издания он начал знакомить жителей города, в основной массе своей
выходцев из России, с историей коренного народа этого края, ставшего
родиной для многих воронежцев, москвичей, тамбовцев и рязанцев.
Василий Мощенский проявил себя не только как просветитель и
популяризатор истории края. Несомненно, только с подачи градоначальника
в это время могло и стало бурно развиваться строительство жилых домов
«…для отдачи государству…», как следует из сохранившихся исторических
документов той поры. Городское купечество, привлеченное немалыми
барышами, обещанными городскими властями, начинает строительство и
последующую передачу городскому муниципалитету крепких, добротных
каменных и деревянных домов. В ответ городские власти, предоставляя
одним из них немалые льготы в торговле, а другим щедрые денежные
выплаты, в свою очередь, предоставляло это казенное жилье
многочисленным чиновникам и служащим города. Можно с уверенностью
предположить, что именно тогда впервые в городе появилось так
называемое «ведомственное» жилье, которого впоследствии так
катастрофически не хватало все семьдесят с небольшим лет советской
власти. Проблемы с каким бы то ни было жильем особенно остро встают и
сейчас, но это уже история другого времени.
Некоторые из этих домов, за многолетнюю историю города сменившие
множество хозяев, сохранились и до нынешних времен. У парка им. Пушкина
на улице Некрасова можно еще частично видеть сохранившие свой старый
облик несколько домов имеющих характерный вид построек тех далеких
времен. Рядом с планетарием на углу улиц Асау-Барака и Жанкожа батыра
сохранился почти в первозданном виде один из домов с деревянным резным
навесом той далекой эпохи. И в самом начале улицы Герцена стоит такой
же дом с полуподвальным помещением чудом сохранивший резные деревянные
карнизы и деревянные узорные наличники, свойственные домам
дореволюционной поры. Можно надеяться, что это не единственные дома,
которые устояли перед временем и переменами, ежедневно меняющими облик
города. И более подробная их история, будем считать еще впереди.
Справедливое общество
В связи со своеобразным строительным бумом нельзя не упомянуть о
значительном и многоговорящем штрихе того времени. В городе тех лет
появилось и быстро завоевало бешеную популярность «общество страхования
от огня». Популярность этого общества была основана не на простом
обещании множества благ, как это зачастую происходит в нынешнее время.
Любой горожанин-собственник, став членом этого общества, получал вместе
с определенными бумажными свидетельствами овальную железную табличку,
которую был обязан прикрепить к видной части собственного дома. И
известны случаи, когда при возникновении пожара хозяин, застраховавший
свою недвижимость, в первую очередь бросался спасать не годами нажитое
имущество, а именно этот небольшой кусок железной пластины. Эта
табличка являлась для погорельца стопроцентной гарантией. Страховое
общество при предоставлении этого свидетельства безоговорочно возмещало
не только стоимость сгоревшего дома, но и всего остального имущества.
Кажется странным, что с тех далеких пор мнение о честности и
справедливости некоторых современных страховых обществ у наших жителей
сильно пошатнулось и кроме недоверия вызывает еще и чувство стойкого
отвращения. С чего бы это?
Праздник меда
Именно в годы управления городом Василием Мощенским возникли два
заметных и впечатляющих городских праздника, ставшие на длительное
время традиционными и с радостью ожидаемые горожанами. В один из
весенних дней по инициативе градоначальника в нашем городе отмечался
«праздник древонасаждения». В этот день весь город выходил с лопатами
на улицу, и тысячи горожан высаживали возле своих домов саженцы
различных деревьев, поставку которых мудрый глава города опять-таки
обязал городское купечество. Благодаря именно этим традиционным
праздникам Актюбинск со временем превратился в самый зеленый и цветущий
город края.
Еще один примечательный праздник приходился на осенние дни. В то
время вокруг, (да и в самом городе) существовало огромное множество
огородов. Но наряду с картошкой, огурцами и капустой наш город славился
огромными местными арбузами, выращиваемыми на бахчах за городом. В
определенный день множество горожан, многие из которых тащили за собой
тележки, полные спелых местных арбузов, спешили на берег реки Илек. И
опять местные купцы, по распоряжению городской власти обязанные
доставить на место празднества необходимую утварь и продукты, везли на
берег реки огромные железные котлы, дрова и, конечно же, целые телеги,
груженные арбузами. А через некоторое время городские жители, установив
котлы и разведя под ними огонь, начинали варить арбузный мед. Так в
городе начинался «праздник меда». Все-таки в чем-то неправы были
многочисленные советские историки, утверждавшие, что во времена царизма
у наших дедов и прадедов была, что называется, «жизнь – не сахар».
Санат РАШ |