Понедельник
30.06.2025
13:20


Форма входа

Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Главная » Статьи » О городе » Из "Эврики"

Маленькая Европа
Газета ЭВРИКА: №29 (734) 18.7.2008
Провинция: Маленькая Европа

Более ста лет назад в урочище Шолаксай в верхнем течении  речки Сарыхобда появилось новое селение. Его основали новые жители, переселившиеся сюда из Болгарии и Бессарабии. А совсем скоро по соседству с ними появились поселки чехов и молдаван, и  этот степной край, далекий от цивилизации, стал  на долгие годы родиной для тысяч европейцев.


На волах  из Европы в Казахстан

В самом начале прошлого века, после земельных столыпинских реформ, по российским деревням прокатилась волна, стронувшая с места тысячи крестьянских семей и заставившая их пуститься в неблизкий и долгий путь в казахские степи. Слухи о бесплатной раздаче земли докатились даже до далекой Болгарии, взбудоражив многих земледельцев. Через время и они пустились за тысячи верст к самому краю Российской империи.

Но перед этим в степных краях побывали их ходоки-разведчики, которые прибыли сюда узнать точно, что же здесь ждет будущих переселенцев. Их принял актюбинский волостной старшина Евладов, который и объяснил приезжим, сколько земли дается на душу. Каждому переселенцу (женский пол в расчет не принимался, считали только мужчин) полагалось по 16,5 десятин земли, это воспринималось болгарами, которые задыхались на родине от нехватки земли, как бесценный и щедрый дар.

Добираясь на волах, запряженных в крытые повозки, болгары-переселенцы, в основном выходцы из Добруджи (один из районов Болгарии), останавливались в Бессарабии на долгую (год-два) передышку, а затем продолжали движение через всю Россию до оренбургских степей.

В 1910 году на речке Сарыхобда в более чем ста километрах от Актюбинска остановился большой обоз. Первыми были 80 семей (450 человек) болгар из Добруджи. История сохранила имена первых земледельцев из Европы, выбравших своей новой родиной далекие степи Казахстана. Это Маглели, Бошковы, Мариновы, Вориковы, Киося, Келеш, Мумжу. На протяжении нескольких лет в новое селение, названное самими ее жителями Болгаркой, еще подтягивались обозы с новыми переселенцами. Копущу, Колтуклу, Козояка, Русаловы, Баурча, Пилич – это были переселенцы второй волны, потомки которых до сих пор живут в месте, которое когда-то выбрали для себя их предки, ставшем настоящей родиной для их сыновей, внуков и правнуков.

Винные погреба и болгарские перцы

Новоприбывшие жили в походных шатрах и телегах с полотняным навесом, но постепенно начали обустраиваться. Первым на новом месте поставили дом семейству Маглели, оно было самое многочисленное. Сообща делали саманные кирпичи и выкладывали стены, перекрывая крышу жердями, стелили на них солому и обмазывали сверху глиной. Наряду со строительством рыли колодцы, выкладывая стенки из плоского природного камня. Воду искали способом, передающимся от деда к отцу, а от отца – к сыну, многими поколениями болгар. Вдоль всей новой улицы на равном расстоянии укладывались комки плотной овечьей шерсти. На ночь их прикрывали горшками. На следующее утро, подняв горшок, тщательно ощупывали лежащую под ним шерсть. Если она была влажная, значит, где-то неглубоко была вода. В том месте и рыли колодцы. Из все того же камня-плитняка выстраивали заборы-ограждения для скота (тын). Особенно тщательно относились к устройству хозяйственных подвалов. На родине в Болгарии почти каждый из них имел погреб для хранения вина и овощей. Здесь, в новом селении, появились такие же. Глубокие, с каменными стенами и арочным каменным сводом, они были точной копией подвалов, которыми когда-то болгары-виноделы пользовались на старой родине. В каждом дворе рядом с домом выстраивалась особая, огромных размеров болгарская печь. В таких  можно было готовить на горячих углях сразу в 16-20 внушительных чугунах различные национальные блюда, что и делалось в дни свадеб и похорон.

Степняки, жители расположенных рядом с новым поселением аулов, с удивлением прислушивались к незнакомому говору новых соседей, а затем, поняв, что новоприбывшие не имеют каких-либо враждебных намерений, зачастили в болгарское село, по закону степного гостеприимства предлагая помощь и давая ценные советы в разведении скота и заготовке кормов на зиму. Болгары же, в свою очередь, с охотой учили местное население огородничеству, и вскоре рядом с грядками капусты, томатов, огурцов и болгарского перца  появились скромные огороды с зеленью, возделанные  руками степных скотоводов.

Село со временем расширялось. В нем насчитывалось уже около ста домов. Жизнь налаживалась. Первые всходы на целинной земле дали ошеломившие бедных болгар урожаи. В селении уже отгуляли первые после переезда свадьбы, а на окраине появились первые свежие холмики могил с каменными надгробиями и высеченными на них православными крестами. Жили открыто, в дружбе с коренными жителями, многие из которых стали добрыми друзьями, готовыми по первому зову кинуться на защиту и помощь. Долгими зимними вечерами в двух-трех домах нового села собирались женщины, подростки и дети. На вывезенных с далекой родины ткацких станках сообща ткали из веревочной нити коврики и дорожки, приданое для невест. Это были своеобразные ночные клубы, с веселыми разговорами, воспоминаниями о родине и красивыми болгарскими песнями.

Забытый клад и церковный колокольчик

Но в Болгарке долгое время не было ни школы, ни медицинского пункта. Единственным общественным зданием была маленькая землянка, служившая одновременно и церковью, и мечетью (среди прибывших болгар были как традиционно православные, так и мусульмане, принявшие ислам во время турецкого владычества в Болгарии). Позже совместными усилиями общины в центре села была выстроена небольшая крепкая церковь.

В первые годы советской власти мужики Болгарки, прослышав о конфискации церковного имущества, тайно, ночью, собрали всю утварь сельской церкви и, завернув все в большой войлочный ковер, зарыли в одном из дворов. А когда в селе новой властью была разрушена церковь и уничтожались колокола, одному из подростков чудом удалось спрятать самый маленький колокольчик церковной звонницы. Он и стал единственной сохранившейся вещью из всей церковной утвари. Со временем немногие из тех, кто участвовал в сокрытии православных святынь, сгинули в пожаре гражданской войны и местоположение зарытых вещей (это были по воспоминаниям немногих стариков, не так давно ушедших из жизни, старые иконы, плащаница, хоругви и серебряная посуда) было забыто.

До сих пор неизвестно, в каком из дворов первых переселенцев под землей хранится этот бесценный для православных жителей села клад. С началом первой мировой войны мужское население села начало нести потери. Вспыхнувшая затем гражданская война пополнила ряды погибших. Многие из семейств Маглели, Петковых, Караман, Русал сложили свои головы, кто за царя и отечество, а кто за власть пролетариата.

Сельхозартель и трактор «Фордзон»

В 1929 году в Болгарке была организована первая сельхоз­артель. Ей дали имя болгарского революционера Благоева. Хозяйство не располагало ни техникой, ни денежными средствами, ни семенами. Выход нашли. Обобщили личное имущество, нажитое непосильным трудом не одного поколения. Первым ее председателем стал Иван Маг­лели, сын первого из переселенцев. Человек, искренне верящий в идеи всеобщего братства и победу всемирной революции, он развернул кипучую деятельность, увлекая своей неуемной энергией многих сельчан.

В 1931 году сельхозартель получила от Алтыкарасуского живсовхоза 60 голов бычков и телок и была переименована в колхоз, а через год, когда была возведена плотина на реке Сарыхобда, местные мастера устроили водоподъемные устройства. Знаменитый огородник Георгий РУСАЛ распланировал площадь, систему полива, и огромные огороды хозяйства получили живительную влагу, вознаграждая земледельцев богатыми урожаями капусты, свеклы, помидоров и картофеля. К 1934 году колхоз был настолько богат, что смог позволить себе купить заморское чудо – трактор «Фордзон», а к 1939 году колхоз «Коммунист», как теперь официально называлось село Болгарка, распахивал 200 000 гектаров земли под пшеницу, и на его полях работало уже 14 тракторов.

За свою более чем вековую историю селение Болгарка и ее жители становились свидетелями и участниками нескольких войн. Менялись поколения жителей болгарского села, власть царской империи сменялась властью советов, а затем властью новой демократии. Но сколько бы поколений ни сменилось на новой родине первых болгар-казахстанцев, какие бы ветры перемен ни проносились над головами ее жителей, они всегда оставались верными своим обычаям, сохранили свою культуру, быт.

Стараясь жить в мире и согласии со всеми соседями и искренне считая Казахстан своей родиной, многие из болгар так и не покинули свое родное село, когда с наступившим новым временем появилась возможность поехать на свою историчес­кую родину. Сейчас потомки первых болгар, появившихся в наших краях, разлетелись по всей республике, но ни один из них не забывает свою родину. А родиной своей они считают село Болгарское, в котором все еще живут прямые потомки тех, кто с верой в лучшую долю приехал на эти земли больше ста лет назад.      

Санат РАШ



Источник: http://www.rikatv.kz/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=3722
Категория: Из "Эврики" | Добавил: attain (16.05.2009)
Просмотров: 625 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Из "Эврики" [82]
Из "Диапазона" [32]
О городе из других газет [9]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz