 |
Жизнь: Экспозиции жизни
Людмила
ЧИЧАЕВА – заслуженный ветеран областного краеведческого музея, в этом
году ей исполнилось 75 лет. Детская любовь к музею переросла в
профессию, которой женщина посвятила больше полувека.
-
Все началось еще в детстве, – вспоминает Людмила Чичаева. – Это было до
войны, я еще была совсем маленькой, мы приходили на экскурсию в музей
(он тогда был на месте нынешней гостиницы «Актобе»), я смотрела на этих
животных и птиц и удивлялась, как они, казалось бы, живые стоят на
месте и не шелохнутся. Потом мне объяснили, что это всего-навсего
чучела. Вот что значит работа мастера – точное воспроизведение копии,
удивлялась я. Все эти чучела были сделаны руками таксидермиста
Маленкова, был такой в нашем городе, потом он уехал. Мне только однажды
довелось встретиться с ним во время командировки в Сыктывкар. Он был
фанатом своего дела. Его чучела до сих пор хранятся в краеведческом
музее.
Работа таксидермиста достаточно сложная, поскольку он работает с
ядовитыми химикатами, но это необходимо, чтобы чучело животного или
птицы прослужило долго. Именно поэтому надо быть профессионалом своего
дела, фанатом. Забегая немного вперед, расскажу о случае, который
вспомнила Людмила Игнатьевна во время беседы, когда ей пришлось
принимать работу воронежского чучельника:
– Для того, чтобы мы рассказывали о том, что животноводство в нашем
краю развивается, а лучше – наглядно показывали, нам выделили двух
баранов, цигайской и эдильбаевской породы. Из Челкара приехал человек,
сделал все необходимое, и мы отправили шкуры в Воронеж.
Через некоторое время Людмила Чичаева поехала принимать работу, и ее
удивлению не было предела, когда она увидела чучела тех самых баранов.
– Смотрю – баран эдильбаевской породы сделан нормально, но вот
цигайская абсолютно не была похожа на цигайскую, скорее, на большую
таксу. Мастер, делавший чучела, сильно ее вытянул, – теперь уже с
улыбкой вспоминает наша собеседница.
Несмотря на свою оплошность, таксидермист пытался переубедить
Людмилу Игнатьевну в том, что этот баран в реальности так и выглядит.
– Я не стала с ним долго спорить, пошла в местную библиотеку, нашла
литературу и показала ему, как на самом деле выглядит животное. Он
переделал работу, и я увезла чучела в Актюбинск.
Когда началась война
Двоюродных сестер и брата Людмилы Игнатьевны по окончании
московского вуза направили в наш город на ликвидацию безграмотности.
Вслед за ними сюда приехала и семья нашей героини, ей тогда было всего
4 года. На дворе был 1937 год.
– Отец работал декоратором сцены в железнодорожном клубе, мама была
домохозяйкой. Мы жили по улице Мясоедова, тогда она называлась
Футбольная. В 1941 году район Москвы сильно затопило, Сазда разлилась
настолько, что многие, и мы в том числе, остались без крова. После
бедствия родители решили продать дом и переехать в другой город, но на
следующий день объявили о том, что началась война.
Игнатия Семеновича отправили на фронт, семье на первое время
выделили небольшой угол. Дом по улице Новочеркасской Людмила Чичаева
помнит до сих пор:
– Нас поселили не в доме, а в бане рядом, мы ее обустроили, привели
в порядок, да так и прожили там всю войну, пока не вернулся отец.
Музей на колесах
По окончании школы Людмила Чичаева поступила в очень модное и
престижное по тем временам заведение – культ-просветучилище. Потом по
направлению попала в музей, который находился в здании нынешнего Дома
народного творчества. На тот момент оно было еще одноэтажным.
– Уцелевшие после войны музейные экспонаты мы собирали по крупицам.
Находили их даже под сценой в драмтеатре. А в 1953 году организовали
первую после войны экспозицию, она произвела в городе ошеломляющий
успех. Было очень много людей, – вспоминает наша собеседница. – В
школьную программу ввели обязательное посещение музея раз в месяц. Это
был взлет. Немного позже, в конце 60-х и 70-х годах стали
пропагандировать вагон-музей, нам выделяли вагон, художники оформляли
его тематически, мы расставляли музейные экспонаты и так ездили по
населенным пунктам, знакомили сельчан с историей. Конечной остановкой
был Саксаул.
В одном вагоне располагался мини-музей, еще был бытовой вагон –
здесь работали парикмахеры, в третьем – мастера по пошиву и ремонту
одежды. Но самым посещаемым оставался, безусловно, вагон-музей.
– К нам заходили даже чабаны, ради такого случая они оставляли свои
отары овец, снимали чапан перед входом в вагон, и мы знакомили их с
выставкой.
Так вагон-музей выезжал каждое лето в течение пяти-шести лет, на
каждой станции жители встречали их с цветами, музыкой, накрывали
богатый дастархан.
Утраченные реликвии
В 1960 году Дом народного творчества было решено реконструировать, и
музей снова переехал, теперь уже в здание горкома, который находился за
«Березкой». Для сохранности чучела снова передали драмтеатру, также
разместили их в подвале одной из школ-интернатов (сейчас в этом здании
находится частная клиника).
– Поскольку температурно-влажный режим для чучел не соблюдался, то,
естественно, многие экспонаты погибли, некоторые чучела пришли в
негодность, удалось сохранить меньше половины из всего фонда. Среди них
чучела дрофы, скворцов, удодов, многие водоплавающие птицы оказались
более-менее пригодными, – с сожалением вспоминает Людмила Игнатьевна.
Еще не раз музей менял крышу над головой, экспонатов оставалось все
меньше и меньше, а чучела редко обновлялись. За тот период времени,
пока Людмила Игнатьевна была рядовым сотрудником, потом заведующей
отделом природы и главным хранителем экспонатов, появились чучела
фламинго (они водились в Иргизе), кабана и пеликана – их подарили музею
в Челкарской противочумной станции.
– Были даже чучела пингвинов, их привез актюбинец (он работал на
полюсе), подарил музею, но они, к сожалению, тоже погибли. Кстати,
баранов, которых делал воронежский таксидермист, тоже не удалось
сохранить, они рассыпались через 12-13 лет, а ведь он клялся и божился,
что простоят 100 лет, – говорит наша собеседница.
Наконец, в 1965 году, после долгих мытарств музею отвели двухэтажное
здание (ныне областной историко-краеведческий музей там и
располагается), это бывшая гостиница. Для создания более точного
пейзажа Людмиле Игнатьевне приходилось даже ехать в Карабутак за
камышом и дерном.
– Вырезала дерн пучками и привозила в музей. Мы все делали своими
руками, поэтому все это памятно и дорого сердцу. Мы, сотрудники музея,
каждое лето выносили чучела на улицу, сушили их, в обычные санитарные
дни открывали стеклянные витрины и аккуратно щеточками смахивали с них
пыль. Санэпидемиологи приходили и обрабатывали, посыпали каким-то
веществом, чтобы мыши не появились, перья птиц закрепляли специальными
кристалликами, чтобы не обсыпались. Вот такая проводилась работа, –
заключает Людмила Чичаева.
Дела семейные
Несмотря на постоянную занятость на работе (бесконечные командировки
в районы по сбору информации об истории края, Отечественной войне,
участие в археологических раскопках), Людмила Игнатьевна успевала
воспитывать двух детей, говорит, помогали в этом супруг и свекровь.
После выхода на пенсию главный хранитель музейных экспонатов еще девять лет проработала в музее:
– Долго не могла привыкнуть к мысли: придется проходить мимо музея и
думать, что это была просто работа, а ведь это был смысл моей жизни,
который появился в далеком детстве. Это было мое детище.
Уйти на пенсию пришлось, когда тяжело заболел сын: надо было возить
его по больницам. Но спасти его так и не удалось. Три года назад ушел
из жизни и супруг Людмилы Игнатьевны. Единственная дочь сейчас живет в
Германии. На днях Людмила Чичаева собирается ехать к ней в гости:
– Там у меня две внучки и один внук, очень скучаю по ним.
Асель АРЫСТАНГАЛИЕВА |