 |
Жизнь: Человек с бульвара Капуцинов
Павел
ВИКУЛОВ – один из двух действующих киномехаников в городе. Ещё в 1982
году 18-летним парнем он пришёл в Дом культуры железнодорожников
учиться показывать кино.
Виктор Гербер
Кинотеатр «Локомотив» сегодня – единственный в городе. А Павел
Викулов и Манас САТЫГАЛИЕВ – единственные люди в городе, которые крутят
кино.
В Дом культуры железнодорожников Паша Викулов пришёл сразу после
восьмого класса. Профессионального образования – никакого, у парня было
только желание работать. Вчерашнего школьника взяли учеником
киномеханика, кино – дело ответственное, и кого попало туда не
поставишь. Полгода Паша работал бесплатно, а потом ему разрешили
самостоятельно встать к кинопроектору. Через месяц Паша уже держал в
руках свою первую в жизни зарплату – 30 рублей.
Многое изменилось с той поры. Другая аппаратура, другая киноплёнка,
другие зрители. «Теперь плёнка лавсановая, – говорит Павел Николаевич,
– она не сохнет, не рвётся и не горит. А раньше мороки много было.
Обязательно соблюдали температурный режим. Бобины с плёнкой хранились в
фильмостатах с увлажнителем. Перед показом картина должна была там
пролежать хотя бы сутки».
Прежде ремесло киномеханика требовало большей усидчивости и
внимательности. Кроме того, что плёнка могла порваться в любой момент,
необходимо было следить за звуком. Каждые 18-20 минут, когда
заканчивалась плёнка в катушке, нужно было мягко переключиться на
другую. Киномеханики сидели и ловили удобный момент. О необходимости
переключиться предупреждали сигнальные точки, появляющиеся в правом
верхнем углу экрана. Их можно видеть даже сейчас, когда по телевидению
идёт показ старых кинолент. Теперь за людей всё делает автоматика.
Это сейчас в Актобе остался единственный кинотеатр. А в советское
время только в городе их было девять, не считая сельских клубов и
передвижных киноустановок. Обычно в город поступали три-четыре копии
одной картины. Но бывало и так, что привозили всего одну. Тогда сеансы
начинались в некоторых кинотеатрах в разное время. А по городу
курсировала дежурная автомашина, перевозившая части киноленты из одного
кинотеатра в другой.
– Фильмы поступали в железных ящиках. Мама родная, сколько же они
весили! – вспоминает Павел Николаевич. – Двухсерийные индийские фильмы
состояли из 14 частей. Как-то привезли картину «Спартак». Мало того,
что фильм оказался балетом, так в нём ещё оказалось и 18 частей!
Помню, в прокате были «Воры в законе» – самый, пожалуй, долгий
фильм, выходивший на киноэкраны. Так пришлось, как в театре, после двух
часов просмотра устраивать десятиминутный антракт.
– Вам самому какие фильмы нравятся?
– Старые советские: военные, про индейцев. А у современных картин
одна болезнь – мощная реклама, а сам фильм не очень. Индийские – так те
вообще сказки для взрослых.
Павел Викулов, всю жизнь проведший в кинооператорской, скептически
относится к попыткам современных режиссеров снять продолжение «золотых»
лент.
– Посмотрел я «Иронию судьбы. Продолжение». Ожидал, конечно,
большего, – разочарован Павел Николаевич. – Понимаете, актёры те же, но
фильм-то уже не тот! Скажите, как вообще можно снять продолжение
«Свадьбы в Малиновке» или «Джентльменов удачи»?
Через руки Павла Викулова прошли сотни кинолент – хороших и не
очень. Столько же, по долгу службы, ему пришлось пересмотреть. Первый
показ картины – самый ответственный. Необходимо всё предусмотреть,
чтобы исключить в дальнейшем различные шероховатости. Редко Павел
Викулов бывает простым зрителем, когда, сидя в зрительском ряду, вместе
со всеми наслаждается киноискусством. Однажды в кинотеатре «Казахстан»
Викулов смотрел белорусский фильм «Батька» о партизанах времён Великой
Отечественной. На всех сеансах зал был неизменно полон. Но фильм
оказался до предела правдивым и тяжёлым. Во время показа зрители
плакали навзрыд, пожилым людям становилось плохо с сердцем. Фильм был в
прокате всего три-четыре дня, потом кинематографическое начальство его
сняло. Павел с того сеанса не ушёл, досмотрел картину до конца.
Возможно, тогда он многое понял в своей профессии. |