 |
Провинция: Первый автобус
В этом году исполнилось 70 лет с того дня, как в Актюбинске было открыто автобусное движение.
Михаил АЛЕКСАНДРОВИЧ
Начало
В жаркий летний день 20 июня 1938 году после митинга, состоявшегося
перед Городским садом, в Актюбинске открылось автобусное пассажирское
сообщение. Три маршрута обслуживали горожан: №1 Городской парк –
Городской сад; №2 Городской сад – Рабочий поселок; №3 Городской сад –
Вокзал – Школа №9.
Маршруты пролегали по улицам, где было освещение, да и дороги
находились в хорошем состоянии. Линии, как правило, были кольцевые и не
дублировались, тем самым охватывали большую часть города. Остановки
располагались на углах кварталов, возле советских учреждений,
культурных объектов. Обслуживали пассажиров автобусы марки ГАЗ-03-30.
Специально для небольших городов и ведомственных поездок такой тип
машин выпускал Горьковский автомобильный завод. Четырехцилиндровый
бензиновый двигатель мощностью 50 л.с. позволял развивать скорость до
65 км/час. Каркас кузова был выполнен из дерева и обшит стальными
листами.
Автобусы принадлежали автобазе облавтоуправления, не подчинявшемуся
жилищно-коммунальному хозяйству города. Между этими двумя ведомствами
часто происходили трения по поводу движения автобусов (выпуск на линию,
регулярность и т.п.). Горожане мало обращали на это внимание и
предпочитали ходить пешком. За 30 минут можно было пройти весь город из
конца в конец.
Права и правила
Правила дорожного движения в то время были весьма демократичные,
существовало всего лишь 20 дорожных знаков и все они составляли одну
категорию, определенную словами «дорожно-сигнальные». В то время было
много споров по поводу внешнего вида знаков. Возражения сводились к
тому, что все эти кружки, треугольники, стрелки – сухие, отвлеченные,
плохо запоминающиеся символы. Их надо, по крайней мере, дополнить
точными, наглядными плакатами – вывесками. Однако очень скоро все
поняли и согласились, что надписи вместо символов не годятся. С
увеличением скоростей движения текст издали и прочитать-то стало
невозможным. Знак – совсем другое дело: даже ещё не рассмотрев его
рисунка, вы уже понимаете, что треугольник это предупреждение, круг –
запрещение, квадрат – указание.
Сидящего за рулем человека окружал романтический ореол редкой тогда
профессии шофера. Тем более здесь в глухой провинции. Документ на право
управления автобусом состоял из 12 листков. Там ставились отметки о
присвоении категории (класса), о сдаче психотехнических испытаний,
делались записи о взысканиях и поощрении.
В начале 30-х годов ЦУДОРТРАНС (Центральное управление шоссейных и
грунтовых дорог и автомобильного транспорта) утвердил «Основные правила
езды», состоящие из 17 параграфов. Некоторые из них могут вызвать
сейчас недоумение и улыбку. Например, в параграфе 3 было записано, что
автомобиль должен иметь освещающий номерной знак фонарь, который нельзя
было бы выключить с места шофера. Это препятствовало попыткам
нарушителя скрыться с места происшествия под покровом темноты.
Параграф 11 строго предупреждал: «Езда на автомобилях и мотоциклах вперегонку запрещается».
Стоит упомянуть, что до того, как были организованы ГАИ и ОРУД
(Отдел регулирования уличного движения), отдельные требования Правил
нередко нарушались. Так, 1-й параграф устанавливал, что к управлению
автомобилями и мотоциклами допускаются только лица, имеющие надлежащее
удостоверение на право управления. Между тем, в провинциальных городах,
в частности в Актюбинске, где в те годы автотранспорта было очень мало,
за рулем автомобиля можно было встретить человека, не имеющего прав. А
случались такие нарушения вот почему. В автохозяйствах, где имелись
одна-две машины, кроме водителя часто состоял в штате ещё помощник
шофёра или ученик. Научившись управлять машиной, он заменял водителя на
время отпуска или болезни и по долгу службы водил автомобиль, не имея
удостоверения. Такое нарушение в то время особой опасности не
представляло – машин было мало, скорости движения низкие, и не только
потому, что они ограничивались правилами, но и из-за состояния дорог.
Недолог оказался век первых актюбинских автобусов. Горожане, с
энтузиазмом воспринявшие новшество, быстро к нему охладели. Ходить
пешком было привычнее, быстрее, а главное – бесплатно. Зимой автобусы
не ездили по причине заносов на дорогах, нехватка запчастей и бензина
также сказалась на отношении к этому виду транспорта горожан.
Согласно статистическим данным, Актюбинск в 1940 году входил в число
325 городов СССР, имеющих автобусы. С началом войны часть машин забрали
для нужд фронта, часть использовалась как ведомственный транспорт на
предприятиях города. |