Воскресенье
29.06.2025
09:50


Форма входа

Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Главная » Статьи » О городе » Из "Эврики"

Первый автобус
Газета ЭВРИКА: №51 (756) 19.12.2008
Провинция: Первый автобус

В этом году исполнилось 70 лет с того дня, как в Актюбинске было открыто автобусное движение.


Михаил АЛЕКСАНДРОВИЧ

Начало

В жаркий летний день 20 июня 1938 году после митинга, состоявшегося перед Городским садом, в Актюбинске открылось автобусное пассажирское сообщение. Три маршрута обслуживали горожан: №1 Городской парк – Городской сад; №2 Городской сад – Рабочий поселок; №3 Городской сад – Вокзал – Школа №9.

Маршруты пролегали по улицам, где было освещение, да и дороги находились в хорошем состоянии. Линии, как правило, были кольцевые и не дублировались, тем самым охватывали большую часть города. Остановки располагались на углах кварталов, возле советских учреждений, культурных объектов. Обслуживали пассажиров автобусы марки ГАЗ-03-30. Специально для небольших городов и ведомственных поездок такой тип машин выпускал Горьковский автомобильный завод. Четырехцилиндровый бензиновый двигатель мощностью 50 л.с. позволял развивать скорость до 65 км/час. Каркас кузова был выполнен из дерева и обшит стальными листами.

Автобусы принадлежали автобазе облавтоуправления, не подчинявшемуся жилищно-коммунальному хозяйству города. Между этими двумя ведомствами часто происходили трения по поводу движения автобусов (выпуск на линию, регулярность и т.п.). Горожане мало обращали на это внимание и предпочитали ходить пешком. За 30 минут можно было пройти весь город из конца в конец.

Права и правила

Правила дорожного движения в то время были весьма демократичные, существовало всего лишь 20 дорожных знаков и все они составляли одну категорию, определенную словами «дорожно-сигнальные». В то время было много споров по поводу внешнего вида знаков. Возражения сводились к тому, что все эти кружки, треугольники, стрелки – сухие, отвлеченные, плохо запоминающиеся символы. Их надо, по крайней мере, дополнить точными, наглядными плакатами – вывесками. Однако очень скоро все поняли и согласились, что надписи вместо символов не годятся. С увеличением скоростей движения текст издали и прочитать-то стало невозможным. Знак – совсем другое дело: даже ещё не рассмотрев его рисунка, вы уже понимаете, что треугольник это предупреждение, круг – запрещение, квадрат – указание.

Сидящего за рулем человека окружал романтический ореол редкой тогда профессии шофера. Тем более здесь в глухой провинции. Документ на право управления автобусом состоял из 12 листков. Там ставились отметки о присвоении категории (класса), о сдаче психотехнических испытаний, делались записи о взысканиях и поощрении.

В начале 30-х годов ЦУДОРТРАНС (Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта) утвердил «Основные правила езды»,  состоящие из 17 параграфов. Некоторые из них могут вызвать сейчас недоумение и улыбку. Например, в параграфе 3 было записано, что автомобиль должен иметь освещающий номерной знак фонарь, который нельзя было бы выключить с места шофера. Это препятствовало попыткам нарушителя скрыться с места происшествия под покровом темноты.

Параграф 11 строго предупреждал: «Езда на автомобилях и мотоциклах вперегонку запрещается».

Стоит упомянуть, что до того, как были организованы ГАИ и ОРУД (Отдел регулирования уличного движения), отдельные требования Правил нередко нарушались. Так, 1-й параграф устанавливал, что к управлению автомобилями и мотоциклами допускаются только лица, имеющие надлежащее удостоверение на право управления. Между тем, в провинциальных городах, в частности в Актюбинске, где в те годы автотранспорта было очень мало, за рулем автомобиля можно было встретить человека, не имеющего прав. А случались такие нарушения вот почему. В автохозяйствах, где имелись одна-две машины, кроме водителя часто состоял в штате ещё помощник шофёра или ученик. Научившись управлять машиной, он заменял водителя на время отпуска или болезни и по долгу службы водил автомобиль, не имея удостоверения. Такое нарушение в то время особой опасности не представляло – машин было мало, скорости движения низкие, и не только потому, что они ограничивались правилами, но и из-за состояния дорог.

Недолог оказался век первых актюбинских автобусов. Горожане, с энтузиазмом воспринявшие новшество, быстро к нему охладели. Ходить пешком было привычнее, быстрее, а главное – бесплатно. Зимой автобусы не ездили по причине заносов на дорогах, нехватка запчастей и бензина также сказалась на отношении к этому виду транспорта горожан.

Согласно статистическим данным, Актюбинск в 1940 году входил в число 325 городов СССР, имеющих автобусы. С началом войны часть машин забрали для нужд фронта, часть использовалась как ведомственный транспорт на предприятиях города.



Источник: http://www.rikatv.kz/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=4423
Категория: Из "Эврики" | Добавил: attain (16.05.2009)
Просмотров: 455 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Из "Эврики" [82]
Из "Диапазона" [32]
О городе из других газет [9]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz