Пятница
27.06.2025
04:19


Форма входа

Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Главная » Статьи » О городе » Из "Диапазона"

135 - ГОРОД ЯГОДКА ОПЯТЬ

135 - ГОРОД ЯГОДКА ОПЯТЬ

Актюбинск. Торговые ряды. 1914 год 19 мая 1869 года под артиллерийские залпы был основан наш город

Более 150 лет назад на территории Западного Казахстана бушевало восстание местного населения против произвола царских властей. Примерно тогда началось строительство крепостей. Первые из них появились на берегах рек Иргиз, Карабутак. Третье крупное укрепление было заложено у рек Илек и Каргала. На его строительство направляется полковник Борх, уже бывавший здесь с карательными отрядами и поэтому неплохо знакомый с местностью. Место под строительство выбиралось не вдруг. Среди множества холмов выделялся один - самый высокий. Автор двухнедельника "Актюбинский городской вестник" В. И. Мощенский в своих очерках "Исторические материалы города Актюбинска" писал:
"Отряд, расположившись вблизи Ак-Тюбе, на близлежащих двух возвышениях заложил основы укрепления, на одном из этих двух холмов, на самом высоком месте (ближе к северу), было старое мусульманское кладбище, сложенное из белых камней. Отсюда и название Ак-Тюбе, означающее белую вершину, белую гору. На северном возвышении, где располагалось кладбище, при строительстве укрепления были найдены кости какого-то великана. По мнению начальника Косуакова, султана Арынгазиева и Т.Альмухамедова, это кости известного в истории батыра, хана Карасая. Природа, создав эти две вершины, предопределила их историю. Расположенные в одной-двух верстах друг от друга, они образовали глубокую впадину диаметром около 20 саженей."

ПОСТРОЮ ГАРНИЗОННУЮ

В 1869 г. на зиму остался отряд Оренбургского казачьего войска (169 чел.), для которого на юго-востоке укрепления был построен гарнизон. Так появилось и название первой улицы Актюбинска - Гарнизонная. В дальнейшем строительство гауптвахты, оружейных помещений положило начало второй улиц - Крепостной. Так она называлась до 51-го года.
Оригинальная хронология истинного патриота своего города В.И.Мощенского очень полезна: "В июле 1869 года прибывший в Актобе Н.Е.Бобоедов, доверенное лицо оренбургского купца Дмитрия Петровича Дегтярева, открыл здесь торговую лавку. В этом же году открыл торговое место оренбургский купец Д.П.Петров. Затем торговлей занялись братья бухарцы Сабыр, Закир и Мырзакай Габбасовы". Самым крупным торговцем в укреплении считался Е.И.Тухтин, годовой оборот которого составлял 50-60 тыс., у других он был на порядок меньше. Товары были очень дорогими. Например, фунт чая, перемешанного с травой "матрешка", стоил два рубля, 20-25 копеек - фунт сахара и т.д. В 1869 году Тухтин с позволения военного губернатора открыл первое в Актобе питейное заведение. Дело оказалось выгодным, так как до появления Закаспийской железной дороги все войска проходили через Актобе, где эшелоны стояли подолгу и спиртные напитки пользовались большим спросом. Почин Тухтина поддержали другие, но все они, за исключением заведения Тухтина, обладавшего правом монополии, были закрыты".

ПЕРВЫЙ ГЕНПЛАН

До 1880 года переселенцы селились без всякого плана на указанном Шлиттером (начальник укрепления Ак-Тюбе) месте. После прихода к руководству укреплением капитана Сунгурова архитектором Свинцицким был составлен первый план поселения. Первый план развития Актобе появился в 1881 году (до 1891 года укрепление называлось Ак-Тюбе, а потом - город Актюбинск), согласно которому город был разделен на районы. Северная часть была названа Курмышом. Верхняя часть, восточная - Татарская слободка. Южная часть, где проживали выходцы с окраин России и Украины, где находились донские войска, - Оторвановка.
Осенью 1878 года на северо-западной стороне северного холма выросли восемь хат первых вольных переселенцев. Так был заложен порядок первой Старожительской улицы (переименованной в 1913 году в улицу Александровскую, в 1920 году - в улицу Карла Либкнехта, а с 1992 года - в улицу Шернияза). В июне 1880 года новые поселенцы заложили начало второй улицы с северного конца, названной Илецкой (затем Оренбургской, с 1924 года - ул.Ленина, ныне - ул. Айтеке би). По переписи населения 1880 года в Ак-Тюбе проживали 409 человек. Они жили в 38 домах, из них 5 - из дерева, 33 - из саманных кирпичей.
В начале века в Актобе существовали городской парк, кинотеатр, банк, почтовая станция, две сберегательные кассы, одна мечеть, две школы, двухклассное русско- казахское и одногодичное женское училища, водяная, ветряная и паровая мельницы.
Первая школа Актобе появилась в 1884 году. Первый кинематограф "Триумф" начал работать с 1910 года. В 1913 году вышел в свет литературно-хозяйственный журнал "Актюбинский городской вестник".

"ПРИСВОИТЬ СТАТУС ГОРОДА..."

В 1891 году укреплению присвоен статус города с наименованием Актюбинск. Примерно в это же время началось строительство железнодорожной магистрали сообщением Оренбург - Ташкент. В 1901 году через город прошла железная дорога. Это было значительным событием в истории молодого города, ведь Актюбинск находится на пересечении транспортных магистралей, ведущих из России в Среднюю Азию. В 1914 году, когда была проложена первая ветка железнодорожной магистрали и через город стали проходить первые пассажирские поезда, в городе появилась первая гостиница - "Россия" (ныне 11-я школа). На месте пустыря возникает привокзальная площадь, а позднее недалеко от нее - водонапорная башня. Многие годы башня играла в этом районе города стратегическую роль, обеспечивала людей и производственные объекты водой. От этой башни и пошло название первой здешней улицы - Водопроводная.

ФОНАРИКИ НОЧНЫЕ

Если в 1896 году освещали улицы 10 простых фонарей, дававших свет восковой свечи, то в 1908 г. были приобретены фонари системы "Люкс", "Самосвет" и количество их увеличилось до 15, на содержание которых городским бюджетом выделялось от 2 до 3 тысяч рублей в год. Однако освещение города оставалось недостаточным и вызывало справедливые нарекания со стороны горожан, требовавших увеличения ежегодных расходов на освещение. Начало шоссированию улиц города было положено в 1906 г., когда по инициативе городского управления был создан комитет трудовой помощи и выделено 7000 рублей на прокладку проездного пути к вокзалу на протяжении более 300 саженей.
В 1902 г. начала функционировать первая аптека в городе, принадлежавшая провизору Лившицу, а в 1912 г. - городская больница на 10 коек.

По материалам сайтов www.aktobe.kz
www.cleversite.narod.ru
Категория: Из "Диапазона" | Добавил: attain (16.05.2009)
Просмотров: 695 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Из "Эврики" [82]
Из "Диапазона" [32]
О городе из других газет [9]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz