Дальнейшее развитие города.
В
1904 году началось строительство элеватора (старого), которое
продолжалось вплоть до 1910 года. Прорабы, сколачивая артели, старались
включить туда больше оторвановских, так как это были крепкие,
дисциплинированные и на редкость артельные ребята.
Многие
годы водонапорная башня играла в этом районе города стратегическую
роль, обеспе-чивала людей и производственные объекты водой. От этой
башни и пошло название первой здешней улицы - Водопроводная, на которой
жили многие железнодорожники, работавшие в Депо и на станции. Известно,
что после Октябрьской революции в Актюбинске остались на постоянное
место жительства представители разных стран Европы. Возможно, поэтому в
60-х годах улица Водопроводная была переименована в Интернациональную.
Это было неслучайно. Многие старики города говорят об этом так: ''Лето
18-ого года. В это время был создан новый полк Красной Армии,
получивший имя Третьего Интернационала. Много славных дел соверши-ли на
земле актюбинской бойцы-интернационалисты. Они приняли активное участие
в экспеди-ции А. Джангильдина. Совместно с казахами участвовали они в
освобождении Иргиза. После Второй Мировой Войны, несмотря на преклонный
возраст, все они были активными деятелями Социалистической Единой
Партии Германии. Интернациональная улица - достойный памятник их боевым
делам!''
Превращение города в крупный
железнодорожный узел соответственно увеличило численность населения,
цены на земельные участки резко возросли -от 1000 до 1500 рублей за
одно место. Это не повлияло на закономерный процесс развития города,
строительство новых жилых домов, административных зданий шло быстрыми
темпами. К 1905 году в Актюбинске уже было по-строено 1384 жилых дома,
а через 10 лет их численность увеличилась на 196.Особенно выделя-лись
оригинальностью проекта просторные каменные дома русских купцов
Абрамовых, Усти-нова на улице Александровской. С целью благоустройства
Актюбинска городское управление занималось вопросами освещения улиц.
Если в 1896 году улицы освещали 10 простых фонарей, дававших свет
восковой свечи, то в 1908 году были приобретены фонари системы "Люкс",
"Са-мосвет" и количество их увеличилось до 15,на содержание которых
городским бюджетом выде-лялось от 2 до 3 тысяч рублей в год. Однако
освещение города оставалось недостаточным и вы-зывало справедливые
нарекания со стороны горожан, требовавших увеличения ежегодных
рас-ходов на освещение. Начало шоссирования
улиц города было положено в 1906 году, когда по инициативе городского
управления был создан комитет трудовой помощи выделено 7000 рублей на
подкладку проезд-ного пути к вокзалу на протяжении более 300 сажен. Расширению
торговли в Актюбинске способствовало открытие в 1907 году гостиного
двора, где было выделено 60 мест для лавок и построено 4 больших
складских помещений. Событием в экономической жизни Актюбинска стало
открытие в 1910 году городского общественного бан-ка, первого
финансово-кредитного учреждения, ставшего, по словам старосты города,
"раскре-постителем рвущейся на свободу торговли и промышленности".
Кстати, ежегодные летние и осенние ярмарки в Актюбинске были основным
источником дохода городского бюджета. Толь-ко за 1913 год городская
казна пополнилась на 5185 рублей. С
проведением Ташкентской железной дороги и открытием Актюбинского уезда
для переселе-ния начался новый этап в развитии народного образования. В
частности, увеличение численно-сти детей школьного возраста в
Актюбинске поставило перед городским управлением задачу открытия новых
учебных заведений. Министерство народного образования выделение кредита
на строительства здания городского училища затягивало вплоть до 1915
году, поэтому город-ское 4-х классное училище разместилось вначале(1907
году)в доме Абрамова, а с 1909 году в доме Устинова.
В 1909 году галечно-бетонные дороги составляют три версты. В 1910 в городе жило уже 11.710 человек.
|