Многое о Барби
Главная | Многое о Барби (продолжение) | Регистрация | Вход
Меню

Барби-коллектор UcoZ Web Services
КРАСОТА, КОТОРАЯ ПОГУБИТ МИР

Если бы всемирно известная кукла Барби достигла человеческого роста, соотношение объемов ее груди, талии и бедер составило 96 — 45 — 86 сантиметров. Такие привлекательные на первый взгляд пропорции лишали сна многих взрослеющих девочек, которым в реальной жизни даже ценой немыслимых диет и специально разработанных упражнений никак не удавалось достичь заданного с детских лет эталона женской красоты. Первый прообраз Барби был разработан фирмой Mattel Inc.еще в 1959 году, в 1967-м кукле придали определенные формы, а в 1977-м разработали для нее современный макияж, подчеркивающий обязательную улыбку до ушей. По мере того, как женщины, и в первую очередь американские, осваивали новые профессии, считавшиеся до этого мужскими, облик Барби тоже претерпевал существенные изменения. Прежде всего появились Барби-брюнетки, затем Барби сменили модельные туфли на высоких каблуках на практичную спортивную обувку, а изысканные вечерние туалеты на горнолыжные спортивные костюмы и купальники с плеерами для занятий аэробикой. Но даже Барби-дантисты и Барби-медсестры требовали для себя такой одежды, которая пришлась бы впору даже Барби, специализировавшейся на древнейшей из профессий. По образному выражению одного из биографов куклы Барби (а в американском обществе есть уже даже такие), «эта игрушка была создана женщинами для женщин, чтобы научить женщин — во имя их блага или горя — тому, чего от них ожидает общество».

Многие взрослые женщины сохранили своих Барби, которым с детских лет привыкли поверять свои горести и неудачи, и не секрет, что не одна неудачница, глядя на свою любимую куклу, подумала: «Вот если бы у меня была такая внешность, как у моей Барби, таких неприятностей со мной никогда бы не приключилось». Но не меньшее количество вполне счастливых американских матерей, которым надоело ежедневно сражаться со своими дочками, в погоне за призрачной привлекательностью патентованных красавиц подрывающими свое собственное здоровье, выступило с требованием создать более реалистичную и более гуманную куклу нашего времени.

Бекки Особенно это актуально для детей с различными формами физического и умственного отставания, которых сегодня только в Америке насчитывается около шести миллионов человек. Причем по мере развития медицинской науки, ныне позволяющей спасать недоношенных или неполноценных детей, чей удел был — гибель в младенческом возрасте, количество таких детей будет возрастать еще больше. Именно на их долю приходится около двух миллиардов долларов из общего числа в 20,7 миллиарда долларов, которые ежегодно тратятся на игрушки. Именно поэтому Mattel Inc. в этом году представила свою новую разработку — подругу Барби, Бекки. В комплекте к ней предлагается инвалидная коляска.

Новая модель стоимостью 25 долларов разошлась за две недели, и спрос на нее превзошел все ожидания: продано уже больше 100 000 экземпляров новой куклы. Правда, теперь фирма-производитель столкнулась с еще более сложной задачей — ей пришлось разрабатывать новую конструкцию домов для Барби, передвигающихся на инвалидных колясках. По оценке некоторых американских экспертов, в кукольной промышленности произошли революционные изменения, сравнимые по своей масштабности с началом выпуска косметических препаратов для негритянок или же автомобилей для женщин.

Приблизительно в это же время другая компания, People of Every Stripe, приступила к выпуску кукол в очках, со слуховыми аппаратами и различными протезами. А рынок игрушек для слепых за последние несколько лет возрос с 20 000 экземпляров в год до 80 000. Для слепых конструировать игрушки оказалось вовсе не так просто, как представлялось, ведь в основном таких детей интересуют различные фактуры материалов, из которых делают куклы. Эта же компания выполняет и индивидуальные заказы, например, для девочки, которая в результате перенесенной химиотерапии полностью потеряла свои волосы.

И все же основное назначение подобных игрушек далеко не игрушечное. Играть с куклами- инвалидами часто выражают желание вполне здоровые и благополучные дети, причем в процессе таких игр они становятся гораздо отзывчивее и добрее.

Оксана ПРИХОДЬКО по материалам американской прессы

Данную статью в исходном варианте Вы можете найти по адресу:
http://disability.h1.ru/barbie02.shtml

ОБАрБИЛИСЬ СОВСЕМ!

Современная Барби История куклы Барби как история женщины в современном мире

Заняться поиском компромата на Барби меня заставили многочисленные жалобы подруг, растящих маленьких дочерей.

- Работаю только на Барби! То ей надо мебель, то одежду, то Кена! - посетовала одна.

- Ты быть хоть что-нибудь про эту куклу узнала! Чтобы я могла детям объяснить, что Барби - далеко не идеал! - требовала другая.

Вняв настоятельным просьбам подруг, я засела за изучение биографии Барби. И что вы думаете? Стоило чуть поглубже заглянуть в роскошный кукольный дом, и розовый мир Барби растаял как сливочное мороженое. Та еще штучка, эта кукла!

Игрушка-потаскушка

Проведя несколько часов в библиотеке, я выяснила, что сумасшествие по имени Барби началось в мире ровно 46 лет назад. 9 марта 1960 года в продажу поступила первая кукла с таким именем.

Темные пятна в биографии Барби всплывают с самого начала. Оказалось, что прототипом Барби была... проститутка - грудастая европейская кукла по имени Лили. Лили появилась на свет как героиня комиксов, которые печатала в послевоенной Германии газета Bild Zeitung". Девушка трудилась на любовном фронте и отличалась наглостью, цинизмом и беспринципностью.

Эти "невинные" недостатки не помешали ей приобрести толпы поклонников, которые пристально следили за всеми её приключениями. На волне всеобщего интереса из Лили решили сделать куклу. Пластмассовая сексапильная красотка с округлыми формами и двигающимися руками и ногами пользовалась спросом не столько у детей, сколько у мужчин.

Необычную куклу во время отдыха в Европе приметила Рут Хандлер, совладелица крупнейшей в США компании по производству игрушек. Вернувшись на родину вместе с Лили, она приступила к созданию американского аналога. Кукле дали имя Барби (в честь дочери Рут).

Американская Барби вышла на рынок как детская игрушка. Современная Барби При этом ей почему-то оставили черты куклы легкого поведения: большую грудь, длинные ноги, тонкую талию. Голубоглазое чудо с золотыми волосами должно было олицетворять идеал женской красоты. Однако уже посчитано, что если бы Барби была реальной женщиной, то она имела бы рост 167 сантиметров, объемом груди 99, талии 46 и бедер 84 сантиметра. Параметры просто фантастические! Под давлением общественности ей даже недавно увеличили талию и уменьшили грудь.

Таким образом, у меня было уже два аргумента против Барби-идеала: темное прошлое её предшественницы и абсолютно нереальная красота, которой безуспешно пытаются подражать юные современницы.

Почему Барби не вышла замуж за Кена?

Закончив с родословной Барби, я решила заняться изучением её окружения и отправилась в близлежащий магазин игрушек.

На полочке рядом с красоткой стояло несколько пластмассовых товарищей метросексуальной наружности. На мой взгляд, руки Барби не был достоин ни один из них.

- Да уж, Барби трудно подобрать жениха, - посочувствовала продавщица. - Для неё, конечно, сделали Кенов, но их, если честно, плохо покупают. Только в образе принца.

Красавец Кен - самый известный ухажер Барби. Впервые он был замечен с кукольной красоткой в 1961 году. Их помолвка длилась много лет, но недавно закончилась разрывом: в 2004 году производители куклы - корпорация "Маттел" - объявили о том, что Барби вернула Кену кольцо.

Представитель компании "Рассел" Аронс пояснил, что Барби и Кен решили "какое-то время провести отдельно друг от друга". В компании намекали, что Кен вовсе и не собирался жениться. А вот Барби только и мечтала о том, как выскочить замуж: свадебное платье вошло еще в самый первый комплект нарядов для куклы. Вот парень и не выдержал давления...

Впрочем, специалисты по маркетингу нашли более прозаические объяснения распада кукольного союза: Кен просто очень плохо продавался.

Вскоре рядом с Барби был замечен пластмассовый австралийский серфингист Блейн. Однако ему тоже не удалось стать её постоянным спутником. При всей её красоте и сексуальности Барби остается поразительно одинокой.

У неё нет лучшей подруги. В кукольной мифологии отсутствуют сведения о родителях Барби. Зато у нее полным-полно сестер, братьев, друзей и приятельниц - разных национальностей и даже с разными физическими возможностями (в окружении Барби есть кукла-инвалид). Всё это не иначе как дань политкорректности. Но кто из этих персонажей по-настоящему близок сказочному миру Барби?

Из секретарши в президенты

В отличие от любовных отношений, карьера Барби складывается гораздо благополучней. Исследователи насчитали около 70 профессий, которым Барби удалось овладеть за последние сорок пять лет. Барби-палеонтолог, Барби-стюардесса, Барби-хирург, Барби-ответственный руководитель, Барби-продавщица кока-колы и т.д. и т.п. Во многом Барби следовала за модой, а в чём-то даже опережала её. Например, в 1965 году на волне всеобщего интереса к космосу появилась Барби-астронавт.

Линор Горалик, автор книги "Полая женщина: мир Барби изнутри и снаружи" провела немало времени, накладывая карьерный путь Барби на историю женского движения. И нашла немало совпадений.

В 50-60-х годах тема "женщина и работа" была самой обсуждаемой. Представители слабой половины человечества оставили домашние хозяйства и устремились к карьерным вершинам. Тогда же, в 1960-м году, появилась Busy girl Barby (деловая девушка Барби), одетая в твидовый костюм и строгую шапочку. Так в то время выглядели американские девушки на низшей ступени карьерной лестницы - машинистки, переписчицы, учительницы.

С тех пор корпорация "Маттел" регулярно выпускала "Бизнес-Барби". Чем больше шумихи было вокруг женсокго трудового движения, тем больше и разнообразнее становились ряды деловых кукол. Горалик считает, что эти карьерные рывки Барби никак не связаны с детскими потребностями. "Деловую активность" кукол определяли родители, педагоги, пресса, которые всегда относились к Барби более чем требовательно. И она просто вынуждена соответствовать запросам времени.

В 80-х годах идеи феминизма победили окончательно. Появилась Барби-полицейский и милитари-Барби. И даже Барби - президент США. Корпорация "Маттел" заключила контракт с крупнейшей организацией для девочек в США - Girls Club of America - и подключилась к компании по профессиональному ориентированию девочек. Барби в срочном порядке пришлось освоить еще несколько профессий, чтобы у подрастающего поколения появились четкие установки на личный карьерный рост. Вот только получится ли у девочек так же легко менять профессии?

Красавица или Чудовище?

...В тот же вечер на женсовете мы обсудили всю подноготную истории Барби. Вырисовывалась весьма противоречивая картинка. С одной стороны, Барби красива, успешна, трудолюбива и добра. С другой - уж больно легко ей всё в жизни дается. Она не страдает, не ошибается, не болеет. Живет в роскоши, меняет мужчин и не знает забот о хлебе насущном. Да еще и совершенно сознательно пытается влиять на жизненные установки подрастающего поколения. Какими же будут девочки, которые увлекаются этой куколкой?

- Успех Барби совершенно закономерен, поскольку она отражает стремление девочек играть в "красавиц" и "принцесс", - считает психолог Андрей Константинов. - Все девочки любят наряжаться и интересуются маминой косметикой. Игра в Барби из этой же сферы интересов. Нельзя однозначно утверждать, что эта кукла провоцирует у ребенка ранний интерес к отношению между полами. Просто с помощью игры в Барби ребенок переосмысливает те модели отношений, которые уже существуют в окружающем мире.

Однако проблемы могут возникнуть позже, в подростковом возрасте, когда девушка поймет недостижимость стандартов красоты, олицетворяемых Барби. Тогда может появиться заниженная самооценка, комплекс неполноценности.

В общем, выслушав мнение психолога, мои подруги практически успокоились. Барби не опаснее любой другой куклы. Если только объяснить ребенку, что Барби - это не универсальный эталон красоты.

Кстати, именно шаблон женской внешности, пропагандируемый Барби, вызывает наибольшее число нареканий. За это её ругают психологи и педагоги. За это над ней издеваются художники всего мира: один в пику всеобщему восхищению изобразил старую лысую Барби, а другой даже сделал серию роскошных гробиков для куклы.

А вообще получается, что Барби - это не просто гламурный кусок пластмассы. Как считает Линор Горалик, Барби - это зеркало западной цивилизации, где отразилось и женское трудовое движение, и сексуальная революция, и конъюнктура детского рынка игрушек. Мир этой куклы - это наш мир. И Барби - такой же символ эпохи потребления, как гамбургер и кока-кола.

А ведь могла бы быть просто прекрасной принцессой...

Данную статью в исходном варианте Вы можете найти по адресу:
http://www.novdelo.ru/article.php?id=2854

Универсальная Барби
Наталья ГРАДОВАЯ
15.04.2002   

Часто ли мы задумываемся над тем, в какие игры играют наши дети и с какими куклами. Вместе с американскими боевиками и сигаретами, Макдональдсом, бульонными кубиками и мюсли (список можно продолжать до бесконечности) к нам пришли и американские игрушки. Как ни прискорбно это сознавать, наши убогие пластмассовые голышы-пупсики не смогли составить абсолютно никакой конкуренции блестящей красавице Барби, стремительно завоевавшей сердца наших детей. Барби стала для них ориентиром во всем: идеалом внешности, поведения, стиля жизни. А ведь нам, как и родителям на Западе, еще предстоит расхлебывать социально-психологические последствия этого увлечения.

История появления на свет этой знаменитой куклы достаточно интересна. Ее создательница, американка Рут Хэндлер, в 1956 году привезла из Швейцарии небольшую куколку по имени Лилли. У Лилли была большая грудь, длинные ноги, вызывающий макияж и нескромная одежда. Она предназначалась для мужчин. Предприимчивая миссис Хендлер позаботилась приобрести права на выпуск игрушки в Америке. Приехав домой, она не стала копировать Лилли, а решила кардинально ее изменить. Рут посетила идея «взрослой куклы для детей», но для этих целей Лилли не годилась. При помощи японских дизайнеров распутная Лилли превратилась в невинную юную девушку Барби, почти взрослую.

Для продвижения новой игрушки на рынок была призвана «тяжелая артиллерия». Маркетинговую кампанию Барби вел доктор психологии Венского Университета и директор Института Исследования Мотиваций Эрнст Дичер, опиравшийся на теорию психоанализа Фрейда.

Сыграли абсолютно на всем. Первые наряды для Барби создавали знаменитые модельеры Живанши и Диор. Домик-дворец копировал апартаменты Джейн-Менсфилд, голливудской секс-бомбы, успешно соперничавший с Мерилин Монро. Все в ее доме было выдержано в розовых и светло-алых тонах, украшено купидонами и сердечками. Барби до сих пор предпочитает розовый цвет.

Вместе с обретенной сексуальностью новорожденная кукла получила и социальный заряд, которого не имели все ее предшественницы. Барби служила для своих маленьких хозяек моделью будущего — обеспеченного и беззаботного, воплощением мечты о настоящей взрослой — и, безусловно, красивой — жизни. Ее образ, как один из продуктов масс-культуры, стал в один ряд с Мерилин Монро, Битлз, Пресли, Харлей-Дэвидсон, Зиппо и т. п. За ним угадывается коллективное бессознательное. Она принесла своей родительнице миллиарды.

На сегодняшний день Барби исполнилось уже сорок два года. У нее появились подруги — даже чернокожие, и бой-френд Кен, которого производители нечаянно лишили первичных половых признаков, в результате чего он так и не обрел ни самостоятельности, ни особой популярности, оставшись довольно бледным приложением к Барби. Выпускается огромное количество аксессуаров для куклы — не только модные наряды, но и собачки, кошечки, лошади, кареты, машины. Появилась даже беременная Барби.

Психологи и социологи отмечают огромное влияние, которое Барби оказала на современное общество. Мы обязаны ей современным стереотипом сексуальной женщины (все без исключения топ-модели несут на себе отпечаток ее образа) и невероятным развитием фитнесс-индустрии. Тяжелее всего приходится тем женщинам, конституция которых не позволяет достичь этого образа. Часто у них развивается депрессия или другие расстройства психики. Например, анорексия, которой чаще всего болеют девушки-подростки. Они отказываются от пищи, боясь пополнеть. Больные доводят себя до сильного истощения, но при этом считают себя полными — у них отсутствует адекватное восприятие собственного тела.

Причины булимии те же, но психические отклонения иные: такие больные не могут ограничить потребление пищи и сильно комплексуют из-за этого, нередко впадая в депрессию. Их жизнь похожа на чередование приступов обжорства с глубокими депрессивными эпизодами. В отличие от анорексии, болезнь редко заканчивается смертью.

Покупая своему ребенку Барби, мы менее всего задумываемся над последствиями этого шага. А ведь Барби прежде всего — потребительница, для нее важнее всего — быть хорошо одетой, окружить себя модной мебелью, модными и красивыми вещами. Она не читает книг и практически не ведет иных разговоров, кроме как об одежде, — полистайте на досуге детский журнал «Барби». Фирма Mattel, создав дочернюю фирму Mattel Media, наводнила рынок и электронными играми о Барби, достаточно большое количество их было адаптировано для PC. На сегодняшний день кругом полным-полно игрушек из серии Software for Girls. Присмотримся повнимательнее к ним.

Поражает нетребовательность этих игр к сообразительности и интеллекту игрока. Создается ощущение, что девочкам совсем необязательно иметь ум и сообразительность, ведь все их интересы должны быть сосредоточены на своем внешнем виде и гардеробе.

Системные требования у игр не слишком высокие, правда, почти все они занимают на жестком диски порядка 500 мегабайт.

Конечно, девочек привлекает возможность пообщаться с электронной версией любимой куклы, но на мой взгляд, чем меньше они будут общаться с Барби в любой ее ипостаси, тем лучше для их эмоционального, интеллектуального и физического развития. Родители, будьте бдительны! Барби вовсе не так безобидна, как кажется на первый взгляд!

Данную статью в исходном варианте Вы можете найти по адресу:
http://www.igrograd.com.ua/article/983

Кукла

Опубликовано в № 07 (047) Большой город
6 августа 2003

Самая популярная в мире игрушка, длинноногая беловолосая кукла Барби, почти не продается в России: очень плохо их берут. Еще в начале 90-х ситуация была совсем иной: первых пластиковых красоток, символизирующих буржуазный образ жизни, соотечественники сметали с прилавков с жадностью урагана. Отчего не живется Барби у нас в стране и почему те, кто живет здесь, не Барби? С этими вопросами разбираются Евгения Пищикова и Валерия Селиванова

Пластик
Валерия Селиванова

В начале девяностых годов прошлого века в России впервые появилась Барби. Новую куклу завезли в стеклянный, как пивная, "Детский мир" на проспекте Мира. Это было единственное место в стране, где всего за 16 рублей граждане могли приобрести в собственность розовую нескромногрудую пластмассовую красотку - с длинными ногами, голубыми глазами и алым ртом. Надо ли говорить, что кукла произвела на всю страну сокрушительное впечатление. В серой, снежной, подозрительной России поселился не просто очередной пупс, которого мог бы нянчить и наряжать подрастающий ребенок: в шестнадцатирублевой блондинке было заключено сообщение об ином, невиданном образе жизни доброй половины мира.

Пластиковая девушка Барби до сих пор самая популярная игрушка на свете. Каждую секунду на земном шаре продаются две куклы, ежегодно - примерно на сумму в 1,9 миллиарда долларов. Барби придумала для своей дочери Барбары сорок четыре года назад американка Рут Хэндлер. История гласит, что г-жа Хэндлер, размышляя о будущей кукле, исходила из следующих нехитрых соображений: все девочки Земли мечтают стать длинноногими златовласками, при этом им страшно нравятся взрослые наряды. Кроме того, для полноценного развития детям полезно проигрывать жизненные ситуации, с которыми они потом встретятся в реальной жизни.

За прошедшие сорок с лишним лет в банальную красотку Барби было вложено немало таких жизненных обстоятельств, максимально ярко отражавших основные ценности так называемого свободного западного мира. Прежде всего кукла оснащена целым набором аксессуаров успешной буржуазной жизни: прекрасным розовым домом с такой же розовой ванной, любимыми лошаденками и собачонками, автомобилем и роскошными волосами, которые могут расти на глазах у ребенка. Наконец, для Барби придуманы бреющийся бойфренд Кен и сонм разнообразных подружек. Однако важно заметить, что за все время жизни куклы неизменным осталось главное: Барби так и не вышла замуж (посему беременность и деторождение для нее исключены) и при этом сохранила себя как личность.

С набором этих принципов кукла, собственно, и поступила в продажу на территории России. Поначалу она произвела здесь неимоверный фурор: шестнадцатирублевый атрибут роскоши свел бывших советских граждан с ума.

- Помню, у нас стояли такие очереди, что время от времени приходилось вызывать милицию для усмирения покупателей, - рассказывает Елена Николаевна Лаврентьева, старший менеджер "Джи Ви-Аккорд-Тойс". (Именно эта компания первой завезла Барби в нашу страну. Начинала она с мизерных поставок кукол в "Детский мир", а года через два открыла первый в России фирменный магазин "Барби" с розовыми козырьками над окнами - все на том же проспекте Мира). - Собственный магазин мы открывали под Новый год, завезли сразу фуры три Барби. Сейчас уже трудно вспомнить, но, по-моему, партия была тысяч на десять долларов, минимальная цена одной куклы - три доллара. Так за несколько дней буквально все смели с полок! Помню, 26 декабря мы на них уже конфеты раскладывали, чтобы было не слишком пусто.

На волне всеобщего интереса компания-первопроходец "Джи Ви-Аккорд-Тойс" стала крупнейшим продавцом Барби в России. Ежегодно оптом и в розницу ее менеджерам удавалось сбывать до 27 тысяч кукол только одного артикула. Говорят, что этот результат до сих пор остается рекордом среди барби-продавцов в нашем отечестве. Столь агрессивное вмешательство буржуазной пластиковой девицы во внутреннюю жизнь страны, естественно, не могло остаться не замеченным властями. Вокруг феномена красотки с длинными ногами разгорелись настоящие страсти: официальные лица Министерства образования призывали запретить ее продажу, обосновывая свою точку зрения тем, что иностранная кукла оглупляет российских детей, вызывает у них нездоровую алчность и слишком раннюю сексуальность. В истерике бился даже "Гринпис", обвиняя смазливую пластмассовую блондинку в загрязнении окружающей среды, ибо она, будучи выкинутой на помойку, не перерабатывается специальным образом.

- Думаю, что российские власти и сейчас боятся Барби, они бы с удовольствием ее запретили, - считает Яков Владимирович Шпигельман, генеральный директор и владелец столичной сети магазинов "Мир Барби". (Эта сеть располагает сегодня самым широким в России ассортиментом настоящих американских кукол.) - Мало того, что она сама по себе не вписывается в российское общество, так еще и способна вызывать в нем брожения. Барби вдалбливает детям мечту о хорошей жизни - с красивым домом, дорогой машиной, собственной яхтой, модной одеждой, множеством друзей и подруг. Скажу даже, что она формирует идеологию среднего класса. Властям это кажется опасным, поскольку достойная жизнь в нашей стране до сих пор находится в противоречии с так называемой российской супердуховностью, для которой требуется только бутылка водки.

Якова Владимировича Шпигельмана, торгующего в России американской мечтой, можно понять. Многие в стране увлечены сейчас бредовой идеей формирования пресловутого среднего класса. Сословие самостоятельных и процветающих русских барбей представляется многим аналитикам неким классом пластмассовых единомышленников-потребителей, которым для личного благополучия не нужны ни страна, ни общество, ни какая-либо внятная идея национального развития, ни даже другие классы - допустим, класс рабочий или аристократия, венчающая любую крепкую общественную пирамиду. Для картины процветания им якобы достаточно длинных ног, большой груди, дивана, плазменного телевизора, яхты, розового дома, машины, приходящего Кена в трусах и толпы подруг. А еще требуются власти, которые не смогли бы все это отобрать.

Но в таком случае американская кукла Барби не формирует эту идеологию, а, скорее, до основания разрушает ее. Дело в том, что помимо потребительских аксессуаров буржуазной жизни иностранная пластиковая красотка всегда имеет конкретную профессию. Еще в 1961-м была выпущена Барби-балерина, в том же году она стала медсестрой. Затем кукла работала зубным врачом (1991), ветеринаром (1994), учительницей (1995), офицером полиции (1993), пожарным (1994), стюардессой (1996), военным летчиком (1990), пилотом (1999) и даже была кандидатом в президенты (1991). Вершиной этих превращений можно считать куклу Барби-инвалид, посаженную в коляску посреди розового особняка, где есть и ванная комната с волшебными пузырьками. То есть надо понимать так, что феномен красотки ее создатели видят отнюдь не в ее буржуазности, длинных ногах и бюсте, а в умении заниматься общественно полезным трудом и даже в немощном состоянии не выпадать из жизни.

В этом смысле знаменитая американская игрушка социальна настолько, что способна вызвать у трепетно оберегаемого торговцами среднего класса российских потребителей-индивидуалистов разве что рвоту. Из западного чуда за последние десять лет Барби превратилась в России в диссидентствующую бестию, старую девственницу-общественницу, нудным голосом убеждающую загадочную снежную страну прекратить воровать, обманывать ближнего и заниматься демагогией. Сегодня Барби, можно сказать, мало кто покупает.

В прошлом году Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка досконально изучил московский игрушечный рынок. Выяснилось, что в столице на Барби теперь тратится, по самым общим подсчетам, не более 800 тысяч долларов в год. Для сравнения: емкость столичного игрушечного рынка составляет порядка 110 миллионов долларов, из них на плюшевых медведей, зайцев, овечек и других представителей животного мира горожане тратят ежегодно 33 миллиона долларов, а на роботы, кубики, конструкторы и машины - 27 миллионов.

В знаменитом фирменном магазине на проспекте Мира нет очередей. Владельцам пришлось переориентировать бизнес: теперь на Барби приходится всего лишь одна полка в торце торгового зала, остальное пространство отдано под французских кукол-младенцев и разнообразные развивающие игры.

- В России не продаются Барби-инвалиды, - говорит г-н Шпигельман. - Я несколько лет назад привез их штук пятнадцать - думал, будет интересно, но ошибся. Продавал их потом больше года - никто не брал. Плохо идут профессионально ориентированные Барби. Лучше всего берут просто принцесс в роскошных платьях. Хит нынешнего сезона - Барби "Принцесса Рапунцель".

Считается, что основной причиной падения интереса к фирменным Барби в России стали дешевые китайские подделки, позволяющие соотечественникам экономить на игрушках. Однако история с Рапунцелью опровергает этот довод. Стоит кукла немало - от 2400 (за Рапунцель стандартного размера) до 12 600 рублей (за принцессу ростом с шестилетнего ребенка). Покупают и то и другое весьма охотно. Думаю, за историю, такую милую и знакомую нашей великой стране. Принцесса Рапунцель носит золотую корону и платье цвета фуксии с розами на рукавах. Еще в младенчестве ее похитила из отчего дома злобная колдунья, продержав в заточении семнадцать лет. От неминуемой гибели ее смог спасти только принц Стефан в голубом с парчой костюме. Естественно, у молодых людей случилась свадьба. И жили они еще долго и счастливо в своем розовом домике в окружении лошадок, собачек, джакузей, подруг и даже - черт с ним - приходящего Кена в трусах и с пластмассовыми волосами всего за 478 рублей за экземпляр.

Плоть
Евгения Пищикова

Что такое быть русской Барби, вести соответствующий кукле стиль жизни? Утром Барби вскакивает со своей девственной постельки и бежит на кухню. Там она обыкновенно встречает свою подружку. Девушки целуются. Поцелуи при встрече обязательны в той же мере, в какой они необходимы, скажем, для кавказских мужчин: это подтверждение перемирия, древний акт сомнительной дружественности. Блондинка и кавказец вообще неразрывно связаны, они являют собой столь же естественную логическую пару, как матрос и девица, солдат и блядь.

"Барби однажды пошла в магазин, там продавцом оказался грузин..." Но это метафизическая связь. Физически Барби проживает в девичьей коммуне - фильм "Девчата" на американский манер. Согласно великой барби-философии, Барби невинна. Девственна и женственна одновременно. Вечный бутон. Как солистки группы "Не замужем", Барби должны искать любви и прятаться от нее, бежать к браку и бежать брака. Нимфы Кукуйского ручья.

Барби родилась сорок четыре года назад. Она и на самом-то деле еще молодая женщина, но все же ей всегда шестнадцать. Ее успех естествен, ибо она говорит с ребенком на языке его родителей, а родителей раздражает так же привычно, как их раздражает соседка, которая сделала лучший ремонт или купила более дорогую машину.

Барби - это социальный конструктор. Из кубиков "Лего" можно построить мост, дорогу, дом, замок, волшебную страну. А из Барби со всеми ее лепореллами и причиндалами можно построить только соседскую семью. То есть смоделировать жизнь. Простую, обычную, как у всех. И кто это пишет, что Барби дает детям недоступные модели поведения, недостижимую мечту? Наоборот, примиряет, смиряет с некоторой пустотой грядущего. Обживает пустоту...

Дом, машина, компьютер, телевизор, балетная студия при ЖЭКе (танцевальная партия Феи цветов в колледже), бридж, коктейль, офис - и это все, что будет? Последнее время Барби-империя отдает свою красавицу внаем, в актриски. Снимаются компьютерные мультфильмы. Есть уже два: "Барби и Щелкунчик" и "Барби и Дракон". В обеих лентах наша героиня - немного жертва, немного стойкий скаут, но всякий раз - лирическая дебютантка и творческая личность. В первом фильме она самодеятельная балерина (принцесса Карамелька), во втором - художница-любительница (принцесса Рапунцель).

Но есть в нашем отечестве и канонические совпадения.

Барби-балерина - это, конечно, Волочкова. В ней все гармонично. Барби по определению хорошая девочка, и Волочкова, давая интервью, говорит красиво и правильно: счастлива-де иметь возможность радовать людей своим искусством. И точно, когда эта прекрасная танцорка, этот роскошный бройлерный лебедь, сотрясая персями и лядвиями, делает балетные па (мельком ловишь себя на мысли, что в классическом балете все-таки есть что-то непристойное), некоторые люди очень бывают обрадованы.

Личная жизнь тоже хрестоматийна. Ведь в каждой детской Кенов всегда меньше, чем Барбей (такова статистика, таков здравый смысл покупки). Поневоле любопытные девочки разыгрывают латиноамериканские варианты. Я неоднократно наблюдала сцены кукольной драки за Кена. Однажды застала пятилетнюю девочку в момент устройства свадьбы: три Барби выходили замуж за одного Кена. "Такого не бывает", - сказала я. "Бывает. У меня Кен - мусульман", - важно объяснила девочка.

Символ успеха - правильно поставленный вопрос. Символ неуспеха - ответ. Он всегда необходим, но никогда не бывает достаточен. Для кого она хороша, наша Барби? Для девочки, мечтающей о нечеловеческой красоте? Для девушек, живущих игрушечной, декоративной жизнью, или для юниц, боящихся простой и пустоватой судьбы?

Правда ли, что Барби учит работать? На мой взгляд, нет. Но она сама произведение столь обдуманное, на которое потрачено столько рабочих часов, что эманация некоторой деятельности от нее исходит. Есть, например, Барби-космонавт. И точно, одну из кукол отправили на орбиту в капсуле времени, и она работает земным символом и космическим мусором одновременно. В специальном мателловском журнале "Играем с Barbie" наша героиня оживает в фотографических поучительных комиксах. Она выступает в них как любящая сестренка, задорная подружка, любительница верховой езды, участница балетных представлений. Лишь несколько раз речь шла о работе - в одной из историй Барби с подругами основали фирму "Флердоранж", специализирующуюся на организации свадебных торжеств. Там много поучительного: "Кен примеривает свадебные смокинги. В них он выглядит необычайно элегантно, правда? Один из костюмов Кена совсем не подходит для свадьбы - в нем у него слишком спортивный вид. Какой из костюмов не следует надевать?"

А однажды подруга Барби Тереза сказала ужасную фразу:
"Мне еще нужно зайти в книжную лавку и в новый музыкальный магазин!"
И в довершение в журнале от шестого месяца 2002 года был помещен важный философский вопрос "конкурса номера":
какая дорожка ведет на пляж? Вот он, вечный барби-вопрос!
Зачем человеку нужна дорожка, которая не ведет на пляж?

Данную статью в исходном варианте Вы можете найти по адресу:
http://www.bg.ru/article/2806/

Форма входа

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Друзья сайта

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024
UcoZ Web Services