Форма входа

                         Воскресенье  05.05.2024  13:29           Привет, Гость | RSS





                                                          На главную   Дневник
                                                          Мой профиль Выход
Меню


Символика
и прочее

Главная » 2010 » Июнь » 22 » После революции...
15:02
После революции...
После революции...

Весьма удивил очевидцев красноармейский военный летчик Александр Шавров, приземлившийся здесь 8 февраля 1919 года. В те времена ротативно-моторный вертолет в 120 лошадиных сил представлялся актюбинцам как нечто необыкновенное, как предел человеческих возможностей.


В 1918 году в свет выходит первый номер газеты "Актюбинский вестник". После революции в области насчитывалось уже более 30 газет. Каждый район имел свою. Назывались они в духе времени: "Социалды" - газета на казахском языке, "Красный клич", "Степная правда", "Степная газета роста", "Красная молодёжь". Дух и стиль газет того времени заметно отличаются от "Ак-тюбинского городского вестника".

"Степная правда", 26 июня 1921 года.

Такими были тогда заголовки: "Все на борьбу с голодом!", "В соседней Оренбургской области эпидемия холеры! Товарищ, будь бдителен".

В этой же газете публикуется обращение к женщинам-коммунисткам.

"Голод со своими ужасами посетил нашу республику. Но некоторые женщины-коммунистки спокойно относятся к окружающим их умирающим и голодным детям. Не проявляя активности в этот момент, когда на улицах к ним свои ручонки протягивают детишки. Они проходят мимо отвратительной окружающей их ужасной картины голодной смерти. Мы призываем коммуни-сток к помощи голодным и хотим, чтобы никто не остался глухим к нашему призыву."

Четырнадцатый год революции(1931) принёс другие понятия и заголовки.

В одном из номеров "Степной правды" на странице под названием "Куплю-продам" рядом с объявлениями о продаже мелкой живности и рекламой магазина есть одно небольшое объявление обведённое, в рамочку.

"Я, комсомолец Иван Пухов, отказываюсь от своего отца Михаила, кулака и контрреволюцио-нера, и прошу наш пролетарский суд покарать его по всей справедливости".


Девиз газеты "Кедей” ("Бедняк”)

1927 год - в городе появляется первый автобус, но он не приживается, так как Актюбинск и пешком можно обойти за 30-40 минут. Потом вопрос с автобусами надолго зависнет - необходимость в них возникнет только с пуском Актюбинской ТЭЦ - вспомогательного предприятия при заводе ферросплавов, но грузовики в то время нужны были фронту, и горожане добирались до места работы и обратно рабочим поездом, который ходил от станции Актюбинск до станции Дженешке. Посадочные платформы на давным-давно отмененные поезда, кстати, кое-где ещё сохранились.

Весной 1929 года
случился сильный паводок на речке Саздинке. Вода затопила весь Курмыш, причём случилось это совершенно неожиданно и ночью. Вода затопила все подвалы, а тех, кто жил в землянках паводок лишил всего имущества. Было очень страшно. Как раз шла коллективизация, и старики говорили, что это Божье наказание за людские грехи. По некоторым улицам плавали на самодельных плотах.

10 марта 1932 года Актюбинск стал центром Актюбинской области.

В 30-х годах был полностью изменён облик центральной площади города. Первой сносится городская церковь св. Александра Невского, построенная ещё в 1882 году на пожертвования со всей царской России. Городской рынок переносится  с площади между рентгеном и церковью на своё нынешнее место, аж за училище, а тюрьму строят далеко за городом, на месте 2-го кладбища. На освободившемся месте строится здание обкома партии, только сначала оно было одноэтажным. На месте храма будет построен театр, но его, хотя он строился гораздо позднее, чем церковь, из Ульке видно не будет. Училище рядом с рынком временно закроют, а в его здании будет расположен эвакуированный из Москвы завод рентгеновской аппаратуры. Но это будет уже во время войны.

В 1935 году весной образовался аэропорт и пацаны бегали смотреть на только что прилетевшие самолёты У-2. Раньше самолёты тоже прилетали, но садились далеко, за Саздой. Лётчики в то время казались какими-то неземными существами, в своих шлемах и больших рукавицах

Предвоенный Актюбинск запомнился горожанам, в основном, по появлению в городе десятков поляков и молдаван, депортированных в Казахстан из Западной Украины и Белоруссии да, наверное, постройкой парашютной вышки из брёвен в железнодорожном парке. Привлечение к строительству завода ферросплавов сотен новых жителей мало кто отмечал: рабочие селились не в самом городе, а близ работы, закладывая новый район, названный позже Махамбетовкой.

И опять первый автобус.

За 30 минут можно было пройти весь город из конца в конец. Но в жаркий летний день 20 июня 1938 году после митинга, состоявшегося перед Городским садом, в Актюбинске открылось автобусное пассажирское сообщение. Три маршрута обслуживали горожан: №1 Городской парк – Городской сад; №2 Городской сад – Рабочий поселок; №3 Городской сад – Вокзал – Школа №9.

Маршруты пролегали по улицам, где было освещение, да и дороги находились в хорошем состоянии. Линии, как правило, были кольцевые и не дублировались, тем самым охватывали большую часть города. Остановки располагались на углах кварталов, возле советских учреждений, культурных объектов. Обслуживали пассажиров автобусы марки ГАЗ-03-30. Специально для небольших городов и ведомственных поездок такой тип машин выпускал Горьковский автомобильный завод. Четырехцилиндровый бензиновый двигатель мощностью 50 л.с. позволял развивать скорость до 65 км/час. Каркас кузова был выполнен из дерева и обшит стальными листами.



На фото в 1933 году — 17-местный автобус ГАЗ-03-30, выпускавшийся на Горьковском заводе автобусов (ГЗА, бывш. «Гудок Октября»), производился в 1933—1941, 1945—1950 годах.
Актюбинск в 1940 году входил в число 325 городов СССР, имеющих автобусы.
Категория: Актюбинск | Просмотров: 613 | Добавил: attain | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
О городе





Copyright MyCorp © 2024